Проект документа «Миссионерско-катехизическое значение православного богослужения для проповеди христианства в современном мире» обсужден в Санкт-Петербургской епархии

21.12.2011

Проект документа «Миссионерско-катехизическое значение православного богослужения для проповеди христианства в современном мире» обсужден в Санкт-Петербургской епархии
Обсуждение проекта, подготовленного комиссией Межсоборного Присутствия РПЦ по вопросам богослужения и церковного искусства состоялось 21 декабря в епархиальном управлении. По благословению председателя комиссии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира заседание провел епископ Выборгский Назарий.
 
Обсуждался проект документа «Миссионерско-катехизическое значение православного богослужения для проповеди христианства в современном мире». В дискуссии приняли участие секретарь комиссии священник Михаил Желтов (Москва), благочинные и председатели отделов епархии.
 
Актуальность документа, который предстоит принять, в том, что современный мир как никогда нуждается в христианской проповеди. Она в первую очередь звучит на богослужении, которое на протяжении многовековой истории Церкви является наиболее духовно значимой формой внешнего исповедания и внутреннего переживания правила веры. Наиболее подходящим местом проповеди за Божественной литургией следует признать то, каким оно было изначально — после чтения Слова Божия (во время литургии оглашенных).
 
Как отмечали выступавшие, необходимо акцентировать и такой важный в миссионерском значении элемент богослужения, как святоотечесткие чтения. В церковном уставе перечисляется широкий круг поучительных чтений из святоотеческих творений, житийной и аскетической литературы на каждый день года. Необходимо переиздать соответствующие сборники уставных чтений, а духовенству по мере возможности включать их в состав служб или использовать при подготовке к проповеди.
 
Предложено разработать общецерковный катехизационный минимум, знакомство с которым взрослых крещаемых или — при крещении маленьких детей их крестных — должно быть обязательным условием совершения таинства.
 
Также предложено организовать в рамках каждого благочиния (а по возможности, и прихода) регулярные огласительные беседы, установить живую связь этапов оглашения с определенными церковными службами. В частности, возродить древнюю традицию осмысления периода Великого поста как наиболее благоприятного времени для оглашения, а Лазаревой и Великой суббот — для крещения.
 
По возможности предложено усилить значение дидактического элемента в церковной службе: использовать любую возможность пояснения и растолкования смысла совершаемых священнодействий, содержания чтений из Священного Писания, молитвословий и песнопений.
 
Говорилось и о том, что следует подготовить и издать толкования богослужения (богословские, литургические, исторические и нравственные) разного уровня сложности, как для новоначальных, так и для воцерковленных. Кроме того, следует принять меры для прояснения сложных мест в богослужебных текстах.
 
Отмечалось, что в современной традиции РПЦ не принято устраивать сидения в основном пространстве храма. Тем не менее, не нарушая этой традиции, следует стремиться к обеспечению подходящими условиями всех стремящихся к храму и богослужению. Необходимо внимание к слабым и немощным, старикам, беременным, детям, всем, кто «быстро устает». Для них по периметру храма могут быть устроены стасидии или лавки.
 
Собравшиеся не обошли и такой важный момент, как настрой и поведение служителей храма. Недопустимы хамство и грубость, которые отпугивают больше, чем непонятность текста, и могут свести на нет все миссионерские и катехизаторские усилия.
 
В заключение был отмечено, что следует искать действенные формы миссионерства, в которых достойно и с очевидной пользой было бы востребовано богатое богослужебное предание. В частности, особой ответственностью обладают богослужения и проповедь в праздничные, памятные, общественно-значимые даты, совершаемые при большом стечении народа.