Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Валерий Синильщиков, мирянин РПЦ, Санкт-Петербург

11 нояб. 2024 г., 22:22:43

К сожалению, зарегистрироваться на сайте prichod.ru сейчас не получается, поэтому кратко напишу здесь.

1) Ссылка на Апостольское правило 46 неудачна. Согласно толкованиям прп. Феодора Студита (письмо к Навкратию сыну), св. исп. Никодима (Милоша) и нашей Книги Правил данное правило (запрещающее не только молитву с еретиками, но и признание их Крещения) относится к еретикам-антитринитариям (в современных условиях это Свидетели Иеговы и протестанты-унитарии). Остальные же правила запрещают молитвы с любыми еретиками.

2) Полагаю, что в тексте следует сослаться на толкования отцов Церкви (свт. Афанасий Великий, Послание к подвизающимся в иноческой жизни.) и авторитетных канонистов (Зонара на Ап. 10, архим. Иоанн (Соколов) и св. исп. Никодим (Милош) на Ап.45) из которых следует, что запрет на совместные молитвы имеет прежде всего дисциплинарно-педагогический смысл. Важно указать на это, поскольку распространено мнение, что сознательное участие в молитве с еретиком подобно совместному причащению - имеет сакраментальный смысл и автоматически отлучает виновного от Церкви.

3) В пункте III утверждается допустимость в некоторых случаях присутствия за богослужением инославных и совместных с ними молитв «по икономии» и пастырским соображениям. По-видимому, следовало бы указать, что принимающий такое решение несет каноническую ответственность за целесообразность/нецелесообразность применения икономии в каждом конкретном случае. Иначе икономия уравнивается с акривией.

4) В пункте IV фраза «святыни Древней неразделенной Церкви» неудачна, так как создается впечатление, что произошло не отпадение инославных от единого тела Церкви, а разделение самой Церкви. Данная формулировка противоречит и соборно принятому документу "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию"

5) В пункте VI допускаются смешанные браки с отсылкой на соборный документ 2017 года, однако правило 72 VI Вселенского Собора и ряд парралельных канонов (Лаод. 10, Лаод. 31, IVВС 14) рецептированных всей Церковью, строго запрещают смешанные браки и обявляют любой брак с инославными автоматически недействительным: «Да не позволяется ни православному мужчине жениться на женщине-еретичке, ни православной женщине сочетаться браком с мужчиной-еретиком, а если выяснится, что кто-либо совершил нечто подобное, то брак нужно считать недействительным и беззаконное сожительство расторгать…».. Возникает вопрос: на каком основании Собор Поместной Церкви отменяет или изменяет каноны, принятые всей Церковью?
Поскольку данный документ посвящен другому вопросу и напрямую к проблеме браков с инославными не относится - предлагаю убрать это упоминание.

Денис Анаприенко РПЦ МП

23 окт. 2024 г., 1:40:30

Выражение «святыни Древней неразделенной Церкви» из п. IV.4 Проекта неудачное, потому что может быть понято так, что Церковь разделилась, тогда как произошло лишь отделение от Церкви религиозного сообщества римо-католиков и др. В Символе веры мы исповедуем, что Церковь одна: «Верую <…> Во_Едину_, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Олег Демьяненко

21 окт. 2024 г., 23:06:39

(свт. Иоанн Златоуст. Толк. Еф. 4:4-16)
… Вред от разделений не меньше того, какой причиняют враги, а гораздо больше… Сказанное мной направлено против тех, которые без разбора сообщаются с людьми, отделяющимися от Церкви. Если эти последние содержат противные нам догматы, то по тому самому не должно с ними иметь общения; если же они мыслят одинаково с нами, то еще больше должно избегать их. Почему так? Потому что это недуг властолюбия…
… «Что говоришь ты? У них та же самая вера, и они также православны». Если так, отчего же они не снами? Един Гдь, едина вера, едино крещение (Еф.4:5). Если у них хорошо, то у нас худо; а если у нас хорошо, то у них худо. Младенцы, - говорит, - колеблющиеся и увлекающиеся всяким ветром.
Скажи мне: неужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства). А если всякому позволительно, по древней пословице, наполнять свои руки, быть священником, то пусть приступят все, и напрасно устроен этот жертвенник, напрасно установлен церковный чин, напрасно лик иереев; ниспровергнем и уничтожим это. «Этого, - говорят, - не должно быть». Но не вы ли делаете это, а потом говорите «Так не должно быть»….
… Как перенесем мы насмешки язычников? Если они укоряют нас за ереси,… «Если, - говорят, - одни у них догматы, одни таинства, то ради чего у них один предстоятель Церкви нападает на другую Церковь? Смотрите, - говорят, - у христиан все исполнено тщеславия. У них и властолюбие, у них и обман. Отнимите у них народ, пресеките болезнь, то есть развращение народа, - и они останутся ничем»…. «У них, - говорят, - всякому, кто только пожелает, можно найти людей без твердых правил, и никогда у них в таких людях не было недостатка». Какое посмеяние! Какой стыд!

Денис Анаприенко РПЦ МП

21 окт. 2024 г., 15:01:20

Пункт VI. Проекта гласит: «Венчание смешанного брака допускается при непременном условии, чтобы инославная сторона дала письменное обещание крестить детей, рожденных в таковом браке, в Православной Церкви и не препятствовать их православному воспитанию».
Вопрос о венчании смешанного брака непростой, с учетом того, что «древние церковные правила, если и дозволяли брак православных с не православными, то всегда под тем условием, чтобы не православное лицо при заключении брака дало обязательство перейти в православие (Халк. 14, Трул. 72, Лаод. 10 и 31, Карф. 30). Вообще церковные каноны запрещают брак православных с еретиками, т. е. с христианами же, но отделившимися от церковного единства» (Павлов А.С. Курс церковного права. § 105. Единство религии). В XVIII веке Святейший Синод РПЦ все же счел возможным разрешить смешанные браки с инославными (еретиками) «когда будет сильное и довольное оберегательство, дабы верное лице не совратилося к неверию, или иноверию своего подружия» (Послание Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами Августа 18 дня 1721 года). В качестве меры такого «оберегательства» Синод назначил брать расписку («сказку») с инославного «за рукою под штрафом жестокого истязания, что ему, по сочетании брака, жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, ни угрозами, и никакими виды в веру своего исповедания не приводить, и за содержание веры ее православной поношения и укоризны не чинить <…> А ежели кто, дав такую сказку, женится, а потом со временем жену свою, или детей склонит в свою веру, а о том известится, и о таковых чинить, как церковные правила и законы градские повелевают». В XX веке отношения Православной Церкви и Государства изменились. В наши дни государство не станет наказывать инославного супруга за нарушение обещания, данного им Православной Церкви при Венчании. В связи с этим риск того, что православный супруг под влиянием инославного поколеблется в вере или перейдет в инославное исповедание, увеличился. Оправдано ли в таком случае продолжение практики венчания смешанных браков?
Есть еще и проблема влияния инославного супруга на детей, рожденных в смешанном браке. Даже если он будет выполнять свое обещание не препятствовать православному воспитанию детей, оно (воспитание) будет затруднено: ребенок, когда подрастет, естественно задаст вопрос: «Почему, если православная вера, в которой меня воспитывают, истинная и спасительная, папа (мама)-католик (лютеранин и т.п.) не хотят ее принять?» Если ребенок будет более привязан к инославному родителю, чем к православному, это может побудит его впоследствии принять католичество (лютеранство и т.п.). Отметим, что Пункт VII Проекта гласит: «Не следует допускать инославных к восприемничеству лиц, крещаемых в Православной Церкви, поскольку в обязанности восприемников входит воспитание крестников в православной вере». Если нельзя допустить инославного в восприемники, то как можно допустить его в родители (повенчав смешанный брак)?