Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма»

Виктор Владимирович

23 сент. 2022 г., 2:22:45

Проблемы возникают когда по разному понимают термины, а также упускают догматы, например о Боге.
Все высказывания взяты из текстов богослужения Вечерни, Утрени, Литургии.
Христос избавил от страстей и тем самым вселил в Царство Небесное. Страсти эти - гордость, а также зависть, которую о. Дмитрий Смирнов назвал дьяволом. То есть бесы - это страсти человеческие - зависть и гордость и происходящие от них. Других бесов нет и это четко и определенно сказано в тексте богослужения. Там же сказано и как избавиться от страстей - "вчера я сораспялся со Христом, а сегодня совоскрес с Ним". Естественно - мысленно. Вечерняя молитва содержит слова - .... се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Это одно. Далее - покаяние - метанойя - перемена ума : Уже не я живу, но живет во мне Христос. То же и после Причастия - Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного , обретохом веру истинную, Троице Святой поклоняемся, Та бо нас спасла." Можно продолжить, хотя бы взять Крещение, где мы умираем и восстаем новым человеком. В Акафисте Илье -пророку есть слова "Илья пророк умертвил своего ветхого человека." Также "Смертью смерть поправ ...". поется на каждую Пасху. Христос в молитве о чаше: "Да мимоидет чаша сия, но не Моя воля, а Твоя, Отче да будет." В этих словах Христос отложил Свою волю, как и Илья пророк, как и призван всякий христианин. Откладывая свою волю со всеми страстьми, то есть бесами, человек спасается и никак иначе. Христос - пример.
Исходя из слов Христа :".... оставь мертвым хоронить своих мертвецов...." мы определяем что есть два вида смерти, которые обычно путают. "Сидящим во тьме и тени смертной - воссиял свет (Христос). Сидящие в тени смертной - мертвы, но не физически. И их то воскресил к жизни Свет Христовой истины. И наконец, "Христос плотью сошел во ад....". То есть наша жизнь названа адом и Христос явился в мир чтобы вывести нас из него.
Потому увлечение мысли человека в область волшебства, колдовства, и так далее считаю губительным. Времени у человека другого не будет, если он его потратит на экзорцизм.

Мирянин

14 сент. 2022 г., 19:26:13

...................................... ИНФОРМАЦИЯ для АНАЛИЗА:
.......... “I. Цели и задачи Межсоборного присутствия
..... I.1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.
..... I.2. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности, относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий.
..... I.3. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом.”
[Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви
Новая редакция Положения о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви утверждена на заседании Священного Синода 11 марта 2020 года (журнал № 2)] - Сайт:
http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/ustav
..... II. «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» - Проект Документа (далее - ПД)

................................ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА:
..... Рассматриваемый в ПД вопрос - «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» на мой взгляд: не входит в список «наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»; не входит также и в список «актуальных вопросов церковного бытия»:
.......... 1. Потому, что беснование – вторично, а вера и дела по вере – первичны, другими словами говоря, как написано в ПД, - «Бог попускает беснование для осознания грехов и исправления человека».
.......... 2. Учитывая содержание п.1, можно, поэтому утверждать, что в список «наиболее важных вопросов внутренней жизни Русской Православной Церкви» - входит, должен/обязан входить вопрос укрепления веры и дел по вере всеми членами РПЦ, а не вопрос экзорцизма.
.......... 3. ИТАК. Представленный в ПД вопрос направляет РПЦ на ложный путь – уменьшение количества бесноватых и это вопреки тому, что «Бог попускает беснование для осознания грехов и исправления человека» - не свойственный основной духовной деятельности РПЦ путь - чем больше твердо верующих/дела по вере делающих, тем меньше бесноватых.

.................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ
..... Вопрос, рассматриваемый в ПД, направляет/ориентирует мирян, священство и Руководство РПЦ на ложный духовный путь для членов РПЦ, а потому – ПД НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИНЯТ РПЦ.

..... ПРИМЕЧАНИЕ – “Согласно 14-му правилу Апостола Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви. Келейная же молитва за «самовольне живот свой скончавших» возможна.”
На сайте:
https://благовестсамара.рф/-public_page_10362

P.S.
..... “Действительно, чрез 30 с лишком лет совершилось это событие, и Мотовилов его дождался, дождался и исцеления по великой своей вере.”
..... Сайт:
https://makoveya.livejournal.com/8278.html

Мирянин.
14.09.22г.

Мирянин

14 сент. 2022 г., 14:06:02

.................... «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» - Проект Документа (далее - ПД)
...................................... Исходная информация для анализа:
.............................. Содержание ПД:
..... ЦИТАТА 1 ПД: «После воскресения из мертвых Господь передал силу изгонять злых духов Своей Церкви: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17).»
..... ЦИТАТА 2 ПД: «Условия правомерного применения чина экзорцизма
1. Совершитель чина экзорцизма
Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея.»

.............................. Содержание Евангелия:
..... ЦИТАТА 3 [Мк. 16.14-19]
“14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.”

.............................. Результаты анализа содержаний ПД и Евангелия:
..... 1. Евангелие, словами Иисуса Христа, утверждает - “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов;” содержание ПД утверждает – «Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея.»
..... 2. Содержание ПД не соответствует словам Иисуса Христа, ибо “Уверовавших (уверовавших: мирян, монахов, священников, Епископов, Архиепископов, Патриарха РПЦ и других) же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов;”, поэтому не только «Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея.»
..... 3. Слова, которые противоречат словам Иисуса Христа – есть ЛОЖЬ, ибо слова Иисуса Христа – ИСТИНА.
..... 4. Возможно, для авторов ПД, приведенные выше слова Иисуса Христа – есть ЛОЖЬ, а их слова, которые они записали в ПД, – ИСТИНА?
..... 5. Учитывая, выше изложенное, - кто ставит себя, авторов ПД, – свои слова – выше истинных слов Бога – согрешают смертным грехом!

P.S.
..... I. “Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.” [Мф. 13.31-37]
….. II. “На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.” [Ин. 5.19]
….. III. “Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.”[Ин. 5:30]
….. IV. “Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.” [Ин. 9.28]
..... V. “Я и Отец - одно.” [Ин. 10.30]

Мирянин.
14.09.22

Юлия Воробьева

03 сент. 2022 г., 1:54:00

Хочу дополнить свой комментарий, что много лет страдала депрессией и лечилась у невролога в Москве, до сих пор принимаю курсы ноотропных препаратов, но реально помогло только Причастие. Объективно у меня нет причин для сильного уныния, но накатывает такое отчаяние, что приходят мысли о самоубийстве. Я начала причащаться и мысли о самоубийстве прошли, но уныние и отсутствие мотивации остались точно так же как в детстве. Никакие ноотропы и нейролептики не помогут без Причастия, особенно если за человека никто не молится. Мне очень нужно экзо-соборование, потому что тех бесов, которые вошли в меня с детства по неверию родителей я не могу сама изгнать молитвой и постом. Потому что молиться и поститься очень трудно, эти же бесы и не дают, внушают отвращение к молитве, цепляют за ноги, только бы человек не ходил в храм. Это замкнутый круг. Думаю, что желающих пройти такое экзо-соборование будет предостаточно и люди будут щедро жертвовать, только бы очиститься от своих зависимостей, уныния, отвращения к другим людям и вообще жизни. Помогай Господь всем страждущим!

Юлия Воробьева

03 сент. 2022 г., 1:17:25

Здравствуйте! Экзорцизм можно проводить по чину соборования. В чине соборования надо заменить 7 чтений Евангелия и Апостола на те стихи, где Господь и Апостолы изгоняют бесов. Такие экзо-соборования надо проводить только в монастырях, и чтобы Евангелия и Апостола читали 7 опытных иеромонахов, отслуживших N-количество Литургий. Если чин обычного соборования проводят массово, то чин экзо-соборования нужно проводить для малых групп до 10 человек при легких формах одержимости, и чем тяжелее форма одержимости (например, с диагнозом шизофрения) и зависимости (наркотики, алкоголь, анурексия), тем меньше участников. Меня в детстве не крестили, родители были неверующие, но хотя бы были сами крещеные. Я крестилась в 22 года, а к вере пришла только в 54 года, и до этого всю свою жизнь читала научные статьи про депрессии, зависимости, аутизм, отсутствие мотивации и про прочие психические расстройства. Сама я страдаю с детства дислексией и дисграфией - это легкая форма одержимости бесами, когда что хочу написать или сказать не могу, а вырываются ошибки, с детства страдаю прокрастинацией и отвращением к интеллектуальному труду. У родителей и бабашек с дедушками таких проблем никогда не было. За время взрослой жизни по атеистическому воспитанию и собственному маловерию нацепляла еще больше бесов, которые проявляют себя многочисленными психологическими и соматическими проблемами. В Евангелии приведен пример беснования отрока с детства по маловерию отца, и такого беса смог изгнать только сам Господь. Сейчас с приходом к вере все психологические проблемы стали понятны. Я причащаюсь каждую неделю уже два года подряд по воскресеньям и стараюсь на большие праздники, читаю Библию каждый день, каноны, Псалмы, но вся молитва и чтение Писания идет с огромным трудом, с трудом вычитываю молитвы утром и вечером, с трудом пощусь по средам и пятницам, длительные посты вообще не по силам. Я соборуюсь по 3-4 раза в год. После Причастия и соборования бывает легче молиться, но я хочу ускорить процесс. Мне очень очень нужно такое экзо-соборование, я очень хочу попробовать, это мой последний шанс. За меня никто не молится, родители давно умерли, все родственники атеисты и с огромным трудом слушают мои призывы идти в храмы. Самой молится за себя и родственников мне очень трудно, все время что-то отвлекает, все время откладываю, накатывает жуткое уныние. Господи, помилуй! И еще у меня предложение: пожалуйста, требуйте, чтобы Евангелие на Литургиях читал иерей лично, а Апостола читал диакон. Я часто бываю на Литургиях в маленьком храме, где иерей читает лично Евангелие и Апостола, т.к. диакона в штате нет. В этом храме я была свидетелем, когда от 4 прихожан в разное время отходили бесы, в том числе и от меня. Это проявляется тем, что человеку вдруг становится плохо, душно, только ему одному душно и через какое-то время, через минут 15, человек приходит в себя, ему как правило дают святую воду попить. Мне самой так было плохо несколько раз. После преодоления такой дурноты, сознание меняется. Это я к том, что практика чтения Евангелия диаконами не соответствует тому, что написано в Деяниях. Там четко сказано, что диаконы рукополагаются для административных функций, чтобы Апостолы смогли сосредоточитmся на проповеди Слова Божия. Поэтому именно архиереи и иереи должны читать на Литургиях Евангелие. В лучшем случае диаконы могут читать Апостола, а в большинстве храмах Апостола читают нерукоположенные люди. Для того, чтобы совершалось на Литургии священнодействие чтение Евангелия и Апостола должно исходить из уст рукоположенных соответственно иереев и диаконов, получивших благодать через рукоположение. Помогай Господь!

nelya

02 сент. 2022 г., 11:44:28

Категорически не согласна с таким документом, такие практики всегда присутствовали у католиков, зачем перенимать их привычки? Неужели церкви нечем больше заняться? сейчас люди разобщены, им нужны инструменты для сплочения, нужно пропагандировать спокойствие в душах и умах людей, прививать им семейные ценности, отказ от вредных привычек, а вы их хотите загнать дальше в невежество и дикое средневековье, вы сами то верите во все это? Все бесы только в ваших головах, их нет в реальной жизни, но если начать вбивать людям мысли что они одержимы, так и будет, люди начнут в это верить, уверена что такими практиками вы будете будить в головах людей бурную фантазию, и пополнять психиатрические больницы новыми пациентами.

Марина

31 авг. 2022 г., 16:23:56

Считаю необходимым поддерживать тех священников, которые совершают практику экзорцизма, так как в настоящий момент в этой практике нуждается большое количество людей. Но! Необходимо образовывать всех священников в этой теме. Экзорцизм без беседы, без понимания что это и для чего это не имеет смысла. Люди должны это понимать, а священник должен уметь объяснить, для чего нужен этот чин. В Церкви не должно быть мракобесия и магизма, но понимание и знание. Людей духовно болящих очень много, а образованных священников, способных оказать духовную поддержку мало.

Колосов Михаил Иванович

31 авг. 2022 г., 15:27:59

Ознакомился с проектом документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма».
Считаю возможным поддержать реализацию направления деятельности, указанную в проекте документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» в данной редакции с некоторыми корректировками.
Считаю необходимым исключить в разделе «Проблемы связанные с практикой экзорцизма» формулировку: «Злоупотребления совершающих в основном связаны с самочинным образом его исполнения, а иногда также и корыстными мотивами. В некоторых случаях при совершении чина экзорцизма болящие подвергаются унижению или психологическому насилию, что недопустимо». Данная формулировка совершенно не относится к реальной действительности и в целом корыстные мотивы у священников, которые совершают чин экзорцизма, отсутствуют ровно также, как и унижение и психологическое насилие участвующих.
Также можно просто исключить фото-, видео- и аудиозаписи при совершении данного чина.
Надеюсь, что духовное руководство РПЦ будет и дальше поддерживать практики экзорцизма на территории Российской Федерации во благо духовного здоровья и духовного совершенствования православных верующих.
Просьба проявить благосклонность и минимизировать, а в последующем исключить возможные «бюрократические подходы» в реализации направления экзорцизма.
Также для предоставления информации верующим возможно применить практику ознакомления их с документом «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» перед участием в чине экзорцизма.
Надеюсь мои предложения будут учтены в дальнейшей работе по данному документу.
Спасибо.

Дмитриев Александр Станиславович

27 авг. 2022 г., 9:52:47

Уважаемые,

в тексте проектного документа указано: "Экзорцизм применяется только в случае бесовской одержимости. Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности". Но отсутствует главное: как отличить одно от другого. Пока не выработаны критерии, будут возникать те самые злоупотребления, избежать которых призван сам документ.
Ссылка на то, что священникам хорошо бы обладать знаниями в психиатрии, не решает вопроса: полноценным психиатром священник стать не может (нельзя быть высоким профессионалом сразу в двух областях без ущерба для той или другой), так что это не решение вопроса. Более того, обладая неполными знаниями из области психиатрии (если говорить уличным языком - "нахватавшись"), служители могут впасть в ошибку непрофессиональных суждений, опираясь на неполные знания.

Так что без выработанных критерий для отличия бесовской одержимости от психического расстройства документ может скорее навредить, чем принести пользу.

С уважением,

Александр.

Виктория Александровна

26 авг. 2022 г., 20:02:18

Доброго времени суток.
Ознакомилась с проектом , очень здравые и мудрые поправки. Но можно ли как-то это будет проконтролировать , ведь не для кого не секрет , что в церквях за деньги готовы сделать что угодно…..
И так же как уберечь детей от их родителей , ведь порой проблема в самих родителях, а не в том что в ребёнке бес, поэтому он не слушается…

Александр

26 авг. 2022 г., 17:45:50

Добрый день ! Надеюсь мой почитал кратко комментарии предыдущих гостей данного сайта.
ну что могу сказать, конечно регламентация данного положения крайне необходима. Но хотелось бы уточнить, как 7 страниц можно было формировать в течении трех лет. К сожалению не имею образования в рамках стандартизации РПЦ, но я бы с удовольствием помог бы с данным документом. Пожелал бы сформировать положение об изменении наценок и коммерческой деятельности в рамках некомерческой организации, и направить на формирования кластеров поддержки малоимущего населения в данное время.
Спасибо

константинов

26 авг. 2022 г., 17:13:17

Дорогие (решатели, и любители экзорцизма, хочу всем сказать..что это практика ненужна, и не полезна,,1, если Христос и изгонял, то одним словом,,а не множеством прикладывания крестом, не маханием им, не кроплением водой, но только Верой. 2. Если это и происходит, то только один, на один, со страждущим, чтобы бесы не могли перейти к другому человеку, ведь мы все немощны. 3. А что, Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, уже не является той силой, которой подвластно все, и лечить, и изгонять бесов, и даже воскрешать умирающих, что за сила священник-человек, и сила Самого Бога. Вам что, не хватает причастия. Если экзорцизма, делает больше Таинства причастия, может вообще не причащаться. Да, я присуствовал как то, на отчитках свщ. Германа в лавре, такой клаунады я не видел, кошмар. Это даже расматривать не нужно, и даже запретить. Мало того, даже по видио видно, и что я видел; свщ. прикладывает крест, махает им, кропит водою, человек кричит, орет, может потом потише станет, но потом - он опять приходит к свщ. и опять все повторяется..этот концерт. Из чего, мы выносим вердикт, бес из человека не вышел и продолжает его мучить.. . Давайте закончим эту гнусную практику ибудим просто причащать этого страждующего, и не выделавать эти концерты и опасные игры бесов. Все во славу Бога. Аминь.

Прот. Андрей Спиридонов.

26 авг. 2022 г., 16:50:56

"Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности".

Вот, и, кстати, является крайне важным иметь сформулированный критерии, как именно одно от другого отличить. Сверх того, бывает и так, что психическое заболевание или предрасположенность к болезни начинает переплетаться (или сочетаться) с воздействиями демонических сил, поскольку таковой человек может иметь тонкую душевную организацию и быть весьма восприимчивым к воздействиям из иного (духовного, но неоднородного) мира. Как в таких случаях быть предполагаемому экзорцисту, ведь "очитка" в принципе есть довольно сильное внешнее воздействие, которое и впрямь не каждому болящему может быть полезной, а то и может оказаться опасным? Интересен так же пассаж о том, что нельзя оставлять одержимого без духовной помощи. Но разве духовную помощь для таковых имеет только "очитка"? Не лучше ли сделать акцент на жизни евхаристической, на регулярном участии в Литургии? И ставить вопрос о правомерности "отчитки" тогда, когда евхаристическая интенсивность жизни не помогает? А если не помогает Причащение, то почему должна помогать "отчитка"? Этот чин разве более действенен, чем Тело и Кровь Христовы? Ну, допустим, у предполагаемого одержимого боязнь Чаши Христовой. Тогда, вероятно, и нужна "отчитка"? Но в проекте документа говорится, что данная боязнь может быть и следствием не одержимости, а болезненного состояния... То есть, получается, что слишком много неопределённости, какой-то духовный "паллиатив". Хотелось бы иметь более четкие критерии и указания, нужен ли сей чин на практике и как им пользоваться, если вообще дерзать пользоваться в принципе.

Александр Леонидович Дворкин

26 авг. 2022 г., 16:15:28

В документе должно непременно прозвучать, что абсолютно должен быть исключен групповой экзорцизм, равно как и то, что категорически запрещается допускать на обряд зрителей и/или использовать аудио- или видеосъемку.

Сергей

26 авг. 2022 г., 15:38:37

Добрый день! Считаю, что давно пора практику экзорцизма распространить на всю православную церковь. Ведь эта проблема имеет место быть, и за не имением специалистов в православной церкви(из-за очень небольшого количества таких людей), нуждающиеся обращаются к колдунам или целителям. Считаю, что вообще, необходимо утвердить специальный сан клириков, и проводить на уровне церкви обучение священников-специалистов, которые могут отчитать человека от бесов и негативного магического воздействия.

игумен Виталий (Уткин)

26 авг. 2022 г., 15:21:11

Межсоборное присутствие опубликовало для общецерковной дискуссии проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма».
Проект очень важный и рубежный. Почему? Потому, что господствующий церковный дискурс до сих пор определялся либеральными установками – нет, мол, никакого беснования. Всякие, мол, отчитки – это пережитки, язычество, проводятся с целью стяжания денег, получения власти над людьми и т.д. А церковная жизнь должна, мол, быть основана на «любви» и всё должно рационально осмысливаться.
Однако, на самом деле, беснование реально существует. Существует проблема сожительства женщин с бесами-инкубами (https://t.me/igumen_Vitaliy_Utkin/292) – и это не выдумки «темных» людей, это правда нашей жизни. Реальность. Реально существуют, например, тот же «сглаз», колдовство, ведьмачество – вне зависимости от коммерческой среды, эксплуатирующей эту тематику. Всегда были. И есть. И человек должен быть огражден от них.
Православная Церковь защищает человека, ограждает его. Вот почему, например, так важно крестить младенцев – ИМЕННО для того, чтобы они были защищены и ограждены церковными Таинствами.
В либерально-рационалистическом церковном дискурсе категорически отрицается всё «магическое». Однако, такие рационалисты-либералы категорически обходят один простой вопрос – как же они признают, что в результате правильных действий и правильных слов правильно поставленного священника хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми? Или не признают? В проекте документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» в качестве оценочного суждения вновь используется слово «магический» (мол, обряд не действует сам по себе). Точно – не действует? А как быть с Литургией? Она что, совершается по вере предстоящего и каких-нибудь выдуманных в конце XIX века протестантом Рудольфом Зомом «лаиков» (сознательных прихожан)? Конечно нет. Литургия самодейственна.
Однако, этот проект документа констатирует: «Церковь рассматривает одержимость злыми духами как особое состояние, которое по различным причинам, может быть попущено Богом… Злоупотребления, связанные с практикой «отчитывания», не являются следствием принципиальной ущербности или архаичности практики экзорцизма как таковой, и, следовательно, не являются поводом к ее упразднению… Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея… Экзорцизм применяется только в случае бесовской одержимости. Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности».
То есть ставятся важные проблемы – наличие благословения архиерея, необходимость отличать беснование от психического заболевания и т.д. Но не определяются критерии самого беснования.
В документе анализируется наличие/неналичие практики экзорцизма в Поместных Православных Церквах. Слабенькая там практика или ее вообще неn.
Но совершенно ничего в проекте не говорится о продуманной, многовековой, ясной и четкой практикой экзорцизма у католиков. У католиков давным-давно всё регламентировано, существует огромный корпус экзорцистов именно на епархиальном уровне, есть четкие критерии именно беснования, проводятся съезды, конференции, семинары, учеба, в том числе - на уровне Ватикана. В США, например, у католиков в епархиях более 700 экзорцистов. При этом из проекта документа следует, что Православная Церковь в Америке практики экзорцизма не знает.
Думается, что католическую практику нужно не просто учесть в документе. Ее нужно тщательно изучать.
Очень радостно, что проект документа об экзорцизме вообще появился.

Мария

26 авг. 2022 г., 13:00:23

Видела данную практику, правда, в лютеранской церкви.
Да! Могу согласится с тем, что снимать подобное на видео неприемлемо.
Но присутствовать "наблюдатели", желательно другие священные чины , на мой взгляд, должны.
Это как раз избавит от злоупотребления чином.
Хотя для меня странно само наличие данной проблемы, если изгнанием бесов может заниматься только человек с большим духовным опытом, высокого сана и только с благословления архиерея (да, это для Грузинской Церкви, но и в Русской Церкви тоже нужно благословление), то почему такие вопросы вообще возникают?
Разве у нас нет списка храмов, в которых разрешена отчитка?
По крайней мере, я на такие списки натыкалась, правда, не знаю насколько они официальны.
Возможно, нужен официально одобренный патриархом список лиц, кому позволено заниматься отчиткой и он должен быть в открытом доступе.
Это может сократить количество "псевдостарцев" и трагедии с этим связанные.