Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма»

Юрий

22 марта 2023 г., 16:17:17

Добрый день!
Видел, что рассмотрение комментариев проходило до 30 октября 2022 года, но все же решил написать небольшой свой комментарий:
Я не знаю насколько применимо это на практике и есть ли какие-то типичные признаки одержимости, повторяющиеся у разных людей, но в поисках решения своей проблемы в интернет, однажды я наткнулся на один рассказ, в котором упоминалось о голосах, которые слышал одержимый и говорилось, что очень важно знать о чем именно говорят голоса, т.к зная это можно помочь человеку научиться справляться с возникшим недугом. В тексте был пример и он был схож с теми голосами, которые слышу я. Я по своей наивности изучал учения о дизайне человека и генные ключи, теперь с Божьей помощью хочу справиться со своим недугом - слышу голоса, сопротивляюсь им и держу себя в руках, читаю молитвы. Кстати, экзорцизм будет очень востребован, т.к данные учения получили активное распространение в России, о них говорят уже и в популярных ТВ передачах, много интернет ресурсов посвящено этой теме, люди думают, что там находится решение их жизненных и бизнес неудач, а на самом деле это ящик «пандоры», особенно для молодежи и по моим ощущениям, в большей степени могут пострадать грамотные и умные специалисты. Упаси Господи их души от этого! От себя хотел бы предложить некоторые дополнения:
- Было бы хорошо создать какой-то ресурс или летопись типичных обращений, с которыми приходят в церковь как одержимые, так и другие люди с недугами различной степени тяжести, а также, если такое возможно, собирать туда на постоянной основе информацию об исцелении от недугов, заметки о тех мерах и средствах, молитвах, которые помогли тому или иному человеку справится с недугом, такой ресурс или летопись могла бы помочь как людям, так и священнослужителям. Для людей этот ресурс помогал бы найти путь для исцеления и тех священнослужителей, которые смогут ему в этом помочь, ведь у нас есть как прозорливые, так и действующие экзорцисты, но нет какого-то места, где можно было бы легко и доступно узнать о них, чтобы как-то быстрее можно было к ним обратиться за помощью и найти исцеление. Для священнослужителей это была бы база знаний, с помощью которой, они могли бы помогать всем обращающимся с одержимостями и недугами, также на данном ресурсе возможно было бы разместить психологические тесты, на выявление расстройств физического характера. Я понимаю, что возможно есть индивидуальные особенности у каждого обращающегося за помощью, но возможно имеет место какие-то повторяющиеся у множества людей однотипные вещи и человек, мог бы какие-то ответы найти там и на ранних стадиях предотвратить дальнейшее ухудшение состояния. Помимо этого, информация о чудесных исцелениях от недугов размещенная на ресурсе способствовала бы усилению Веры в церковь и в Бога, предавала дополнительную мотивации людям с недугами и одержимостями в поисках душевного исцеления. Я, пока искал информацию в интернете, нашел столько информации о чудотворных иконах, чудесных явлениях, исцелениях, о событиях, в которых молитвы помогали людям и это очень вдохновляет, жаль, только, что все они происходили достаточно давно, как бы было хорошо показать, что это происходит здесь и сейчас, описывая реальные события из жизни и устами исцелившихся людей. Понимаю, что ничто не заменит церковь, чтение святых писаний и молитв, что церковь нужно посещать почаще и укреплять веру в Господа молитвами, жизнью, поведением, отношение к ближним своим, но Веру данный ресурс укрепить точно позволит, а также найти ответы и решения для себя, сможет предотвратить дальнейшее ухудшение состояния. Прошу прощения, если я ошибаюсь, возможно, что я ещё не все ресурсы изучил и где-то это уже есть. Дай Бог всем здоровья и исцеления, упаси Господи от грехов и бесов.

Балытников Вадим

01 нояб. 2022 г., 1:08:54

Некоторые предложения по тексту документа:

1. Раздел "Современная практика экзорцизма в Поместных Православных Церквах"

Из абзаца первого слова "Элладской Православной Церкви" исключить .

Обоснование: Экзорцизм в ЭПЦ активно практикуется, о чем, думается известно большинству людей, лично общавшимися с ее священнослужителями. Собственно специфический для ЭПЦ, сильно сокращенный вариант чина экзорцизма содержится, в частности, в популярнейшем в ЭПЦ Требнике издательства монастыря Симонопетра, выпущенном уже в этом столетии - и он активно применяется на практике (по преимуществу в монашеской среде). Официальный ответ ЭПЦ ссылка на который дается в тексте проекта - либо просто не отражает реальность, либо является еще и результатом неправильного понимания адресантом сути запроса нашей Церкви.

2. Раздел "Условия правомерного применения чина экзорцизма".

Слово "правомерного" имеет смысл исключить.

Обоснование: вопрос применения экзорцизма в настоящее время не имеет специального правового регулирования в отечественном праве. Общие же требования правомерности принципиально равно что для экзорцизма, что для пострига, что для любого иного не запрещенного законом деяния.

3. Подраздел "Лица, над которыми совершается чин экзорцизма".

Первый абзац и первое предложение второго абзаца нуждаются в радикальнейшей переработке - ибо в представленной редакции они однозначно, прямо и грубо противоречат Священного Писанию и всему Православному Преданию в целом (причем противоречат настолько, что представляется целесообразным просить компетентную церковную власть о применении максимально допустимых по своей суровости канонических санкций к тем нерадивым исполнителям, кто закрепил в тексте проекта подобную редакцию).

Общеизвестно, что к лицам, страдающим душевными (в современной терминологии - психическими) расстройствами процедура экзорцизм во все времена успешно применялась во всех случаях, когда это применение осуществлялось надлежащим образом (о чем имеется бесчисленное количество свидетельств, зафиксированных в христианской, в том числе святоотеческой, литературе начиная с доникейских времен и вплоть до нашего времени).

Разумеется, необходимо, чтоб такого рода применение имело своей целью здравие и спасение больного (что перекликается к конституционной целью охраны здоровья человека и гражданина) и чтоб в целом оно осуществлялось с соблюдением законодательства об охране психического здоровья населения - но это требование является общим для любого общения (и любого обращения) с лицами страдающими расстройствами психики.

Категорический запрет совершения душеспасительного экзорцизма над лицами, у которых диагностированы психические расстройства тем более недопустим в условиях, когда даже отечественная адаптация МКБ-10 раскрывая содержание таких традиционных диагнозов как "одержимость", некоторые формы религиозного бреда и психоза и т.п. прямо оперирует терминологией, заимствованной из православного учения о воздействии темных сил на душу человека (см., напр: Всемирная организация здравоохранения. F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 196. — ISBN 5-86727-005-8.).

В СИЛУ ИЗЛОЖЕННОГО КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ЗАПРЕТ СОВЕРШЕНИЯ ЭКЗОРЦИЗМА НАД ДУШЕВНОБОЛЬНЫМИ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМО ИСКЮЧИТЬ ИЗ ПРОЕКТА.

При этом представляется правильным сохранение имеющегося текста второго абзаца, начинающегося с цитирования совершенно верного положения Основ социальной концепции нашей Церкви (которому первое предложение указанного абзаца прямо противоречит - причем непонимание этого факта наводит на мысль о постановке вопроса не только о церковно-дисциплинарной ответственности ответственных за данный фрагмент проекта исполнителей, но и об их соответствии занимаемым должностям и осуществляемым функциям.

священник Алексей Шляпин

18 окт. 2022 г., 14:15:15

Можайское благочиние, Одинцовская епархия, РПЦ

Замечания по тексту.

Цитата: "...в Ареопагитском корпусе..."

Не надо вслед за критиками Церкви стыдливо называть творения сщмч. Дионисия Ареопагита "Ареопагитским корпусом". Последующие св. отцы признавали творения сщмч. Дионисия Ареопагита принадлежащими ему. А сомнения в его авторстве строятся, как всегда у критиков Церкви, на субъективных и шатких основаниях,- на предположении, будто учение сщмч. Дионисия Ареопагита слишком развито для раннего периода Церкви. Но так думают неверующие, которые представляют Христианство постепенно развивающимся учением, по примеру учений мира сего, не понимая Богооткровенный и с самого начала полный и завершённый характер Свящ. Предания. Со временем развивались только формы выражения Предания. А собственно Предание, т. е. сами положения вероучения, были даны Господом через Апостолов в полноте с самого начала бытия Церкви.

Цитата: "В Кипрской Православной Церкви «Молитва от чародейства», имеющаяся в греческом Требнике, читается..."

"Молитва от чародейства" не имеет отношения к экзорцизму.

Цитата: "Священнослужитель, желающий совершить чин экзорцизма, обязан получить на это письменное разрешение от своего правящего архиерея."

Нет оснований требовать непременно письменного и разового разрешения на совершение этого чина. Почему епископ не может дать устное благословение и постоянное благословение на совершение этого чина определённым священникам? Справедливо и целесообразно это решать самому епископу. Никаких объективных препятствий для этого нет.

Цитата: "...священнослужителям рекомендуется ознакомление с основами психиатрии..."

Как и к любой светской дисциплине, к психиатрии должно относиться критически. Т. к. она не учитывает реалию духовного мира и имеет неверное и неопределённое, не основанное на Божественном Откровении, представление об устройстве человеческого естества.

По сути.

Практика экзорцизма в принципе является неотъемлемой составляющей жизни Церкви. Т. к. входит в состав чина Крещения. Поэтому, речь, собственно, лишь о её расширенном применении.

Которое в Церкви должно быть. Но, при определённых условиях:

1. Несомненно, непременным условием совершения этого чина должно быть благословение епископа.

2. Совершение над человеком чина экзорцизма имеет смысл только при условии покаяния, прекращения греха, воцерковления и последующего регулярного причащения Св. Таин.

3. Как вообще любая практика должна иметь основание в теории, так церковная практика, чтобы избежать ереси и суеверий, должна иметь основание в вероучении. Практика без теории слепа.

Соотв-но, практика экзорцизма должна быть основана на правильном богословском осмыслении происходящего.

А именно, необходимо исключить ложное осмысление происходящего при заклинательных молитвах в духе имябожия. Т. е. исключить магическое отношение к имени Божию и вообще к словам молитвы, ложное представление, будто само произносимое имя Божие или сами слова молитвы оказывают действие.

Имябожие – это ересь. Которая представляет собой языческое и магическое отношение к имени Божию. Она осуждена Синодом Константинопольской и Русской поместных Церквей и по сути является повторением ереси Евномия, осуждённой Вторым Вселенским Собором (1-е прав.). Несмотря на это имябожнические тенденции и симпатии до сих пор имеют хождение в среде русскоязычного богословия.

Православное осмысление происходящего при заклинательных молитвах, как и вообще при молитве, состоит в том, что действует не само имя Божие и не сами по себе слова молитвы, но в ответ на призывание имени Божия и в ответ на слова молитвы действует Сам Живой Самовластный Бог. Если хочет.

Свящ. Алексей Шляпин

Виктор Владимирович

23 сент. 2022 г., 2:22:45

Проблемы возникают когда по разному понимают термины, а также упускают догматы, например о Боге.
Все высказывания взяты из текстов богослужения Вечерни, Утрени, Литургии.
Христос избавил от страстей и тем самым вселил в Царство Небесное. Страсти эти - гордость, а также зависть, которую о. Дмитрий Смирнов назвал дьяволом. То есть бесы - это страсти человеческие - зависть и гордость и происходящие от них. Других бесов нет и это четко и определенно сказано в тексте богослужения. Там же сказано и как избавиться от страстей - "вчера я сораспялся со Христом, а сегодня совоскрес с Ним". Естественно - мысленно. Вечерняя молитва содержит слова - .... се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Это одно. Далее - покаяние - метанойя - перемена ума : Уже не я живу, но живет во мне Христос. То же и после Причастия - Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного , обретохом веру истинную, Троице Святой поклоняемся, Та бо нас спасла." Можно продолжить, хотя бы взять Крещение, где мы умираем и восстаем новым человеком. В Акафисте Илье -пророку есть слова "Илья пророк умертвил своего ветхого человека." Также "Смертью смерть поправ ...". поется на каждую Пасху. Христос в молитве о чаше: "Да мимоидет чаша сия, но не Моя воля, а Твоя, Отче да будет." В этих словах Христос отложил Свою волю, как и Илья пророк, как и призван всякий христианин. Откладывая свою волю со всеми страстьми, то есть бесами, человек спасается и никак иначе. Христос - пример.
Исходя из слов Христа :".... оставь мертвым хоронить своих мертвецов...." мы определяем что есть два вида смерти, которые обычно путают. "Сидящим во тьме и тени смертной - воссиял свет (Христос). Сидящие в тени смертной - мертвы, но не физически. И их то воскресил к жизни Свет Христовой истины. И наконец, "Христос плотью сошел во ад....". То есть наша жизнь названа адом и Христос явился в мир чтобы вывести нас из него.
Потому увлечение мысли человека в область волшебства, колдовства, и так далее считаю губительным. Времени у человека другого не будет, если он его потратит на экзорцизм.

Мирянин

14 сент. 2022 г., 19:26:13

...................................... ИНФОРМАЦИЯ для АНАЛИЗА:
.......... “I. Цели и задачи Межсоборного присутствия
..... I.1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.
..... I.2. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности, относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий.
..... I.3. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом.”
[Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви
Новая редакция Положения о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви утверждена на заседании Священного Синода 11 марта 2020 года (журнал № 2)] - Сайт:
http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/ustav
..... II. «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» - Проект Документа (далее - ПД)

................................ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА:
..... Рассматриваемый в ПД вопрос - «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» на мой взгляд: не входит в список «наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»; не входит также и в список «актуальных вопросов церковного бытия»:
.......... 1. Потому, что беснование – вторично, а вера и дела по вере – первичны, другими словами говоря, как написано в ПД, - «Бог попускает беснование для осознания грехов и исправления человека».
.......... 2. Учитывая содержание п.1, можно, поэтому утверждать, что в список «наиболее важных вопросов внутренней жизни Русской Православной Церкви» - входит, должен/обязан входить вопрос укрепления веры и дел по вере всеми членами РПЦ, а не вопрос экзорцизма.
.......... 3. ИТАК. Представленный в ПД вопрос направляет РПЦ на ложный путь – уменьшение количества бесноватых и это вопреки тому, что «Бог попускает беснование для осознания грехов и исправления человека» - не свойственный основной духовной деятельности РПЦ путь - чем больше твердо верующих/дела по вере делающих, тем меньше бесноватых.

.................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ
..... Вопрос, рассматриваемый в ПД, направляет/ориентирует мирян, священство и Руководство РПЦ на ложный духовный путь для членов РПЦ, а потому – ПД НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИНЯТ РПЦ.

..... ПРИМЕЧАНИЕ – “Согласно 14-му правилу Апостола Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви. Келейная же молитва за «самовольне живот свой скончавших» возможна.”
На сайте:
https://благовестсамара.рф/-public_page_10362

P.S.
..... “Действительно, чрез 30 с лишком лет совершилось это событие, и Мотовилов его дождался, дождался и исцеления по великой своей вере.”
..... Сайт:
https://makoveya.livejournal.com/8278.html

Мирянин.
14.09.22г.

Мирянин

14 сент. 2022 г., 14:06:02

.................... «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» - Проект Документа (далее - ПД)
...................................... Исходная информация для анализа:
.............................. Содержание ПД:
..... ЦИТАТА 1 ПД: «После воскресения из мертвых Господь передал силу изгонять злых духов Своей Церкви: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17).»
..... ЦИТАТА 2 ПД: «Условия правомерного применения чина экзорцизма
1. Совершитель чина экзорцизма
Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея.»

.............................. Содержание Евангелия:
..... ЦИТАТА 3 [Мк. 16.14-19]
“14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.”

.............................. Результаты анализа содержаний ПД и Евангелия:
..... 1. Евангелие, словами Иисуса Христа, утверждает - “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов;” содержание ПД утверждает – «Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея.»
..... 2. Содержание ПД не соответствует словам Иисуса Христа, ибо “Уверовавших (уверовавших: мирян, монахов, священников, Епископов, Архиепископов, Патриарха РПЦ и других) же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов;”, поэтому не только «Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея.»
..... 3. Слова, которые противоречат словам Иисуса Христа – есть ЛОЖЬ, ибо слова Иисуса Христа – ИСТИНА.
..... 4. Возможно, для авторов ПД, приведенные выше слова Иисуса Христа – есть ЛОЖЬ, а их слова, которые они записали в ПД, – ИСТИНА?
..... 5. Учитывая, выше изложенное, - кто ставит себя, авторов ПД, – свои слова – выше истинных слов Бога – согрешают смертным грехом!

P.S.
..... I. “Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.” [Мф. 13.31-37]
….. II. “На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.” [Ин. 5.19]
….. III. “Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.”[Ин. 5:30]
….. IV. “Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.” [Ин. 9.28]
..... V. “Я и Отец - одно.” [Ин. 10.30]

Мирянин.
14.09.22

Юлия Воробьева

03 сент. 2022 г., 1:54:00

Хочу дополнить свой комментарий, что много лет страдала депрессией и лечилась у невролога в Москве, до сих пор принимаю курсы ноотропных препаратов, но реально помогло только Причастие. Объективно у меня нет причин для сильного уныния, но накатывает такое отчаяние, что приходят мысли о самоубийстве. Я начала причащаться и мысли о самоубийстве прошли, но уныние и отсутствие мотивации остались точно так же как в детстве. Никакие ноотропы и нейролептики не помогут без Причастия, особенно если за человека никто не молится. Мне очень нужно экзо-соборование, потому что тех бесов, которые вошли в меня с детства по неверию родителей я не могу сама изгнать молитвой и постом. Потому что молиться и поститься очень трудно, эти же бесы и не дают, внушают отвращение к молитве, цепляют за ноги, только бы человек не ходил в храм. Это замкнутый круг. Думаю, что желающих пройти такое экзо-соборование будет предостаточно и люди будут щедро жертвовать, только бы очиститься от своих зависимостей, уныния, отвращения к другим людям и вообще жизни. Помогай Господь всем страждущим!

Юлия Воробьева

03 сент. 2022 г., 1:17:25

Здравствуйте! Экзорцизм можно проводить по чину соборования. В чине соборования надо заменить 7 чтений Евангелия и Апостола на те стихи, где Господь и Апостолы изгоняют бесов. Такие экзо-соборования надо проводить только в монастырях, и чтобы Евангелия и Апостола читали 7 опытных иеромонахов, отслуживших N-количество Литургий. Если чин обычного соборования проводят массово, то чин экзо-соборования нужно проводить для малых групп до 10 человек при легких формах одержимости, и чем тяжелее форма одержимости (например, с диагнозом шизофрения) и зависимости (наркотики, алкоголь, анурексия), тем меньше участников. Меня в детстве не крестили, родители были неверующие, но хотя бы были сами крещеные. Я крестилась в 22 года, а к вере пришла только в 54 года, и до этого всю свою жизнь читала научные статьи про депрессии, зависимости, аутизм, отсутствие мотивации и про прочие психические расстройства. Сама я страдаю с детства дислексией и дисграфией - это легкая форма одержимости бесами, когда что хочу написать или сказать не могу, а вырываются ошибки, с детства страдаю прокрастинацией и отвращением к интеллектуальному труду. У родителей и бабашек с дедушками таких проблем никогда не было. За время взрослой жизни по атеистическому воспитанию и собственному маловерию нацепляла еще больше бесов, которые проявляют себя многочисленными психологическими и соматическими проблемами. В Евангелии приведен пример беснования отрока с детства по маловерию отца, и такого беса смог изгнать только сам Господь. Сейчас с приходом к вере все психологические проблемы стали понятны. Я причащаюсь каждую неделю уже два года подряд по воскресеньям и стараюсь на большие праздники, читаю Библию каждый день, каноны, Псалмы, но вся молитва и чтение Писания идет с огромным трудом, с трудом вычитываю молитвы утром и вечером, с трудом пощусь по средам и пятницам, длительные посты вообще не по силам. Я соборуюсь по 3-4 раза в год. После Причастия и соборования бывает легче молиться, но я хочу ускорить процесс. Мне очень очень нужно такое экзо-соборование, я очень хочу попробовать, это мой последний шанс. За меня никто не молится, родители давно умерли, все родственники атеисты и с огромным трудом слушают мои призывы идти в храмы. Самой молится за себя и родственников мне очень трудно, все время что-то отвлекает, все время откладываю, накатывает жуткое уныние. Господи, помилуй! И еще у меня предложение: пожалуйста, требуйте, чтобы Евангелие на Литургиях читал иерей лично, а Апостола читал диакон. Я часто бываю на Литургиях в маленьком храме, где иерей читает лично Евангелие и Апостола, т.к. диакона в штате нет. В этом храме я была свидетелем, когда от 4 прихожан в разное время отходили бесы, в том числе и от меня. Это проявляется тем, что человеку вдруг становится плохо, душно, только ему одному душно и через какое-то время, через минут 15, человек приходит в себя, ему как правило дают святую воду попить. Мне самой так было плохо несколько раз. После преодоления такой дурноты, сознание меняется. Это я к том, что практика чтения Евангелия диаконами не соответствует тому, что написано в Деяниях. Там четко сказано, что диаконы рукополагаются для административных функций, чтобы Апостолы смогли сосредоточитmся на проповеди Слова Божия. Поэтому именно архиереи и иереи должны читать на Литургиях Евангелие. В лучшем случае диаконы могут читать Апостола, а в большинстве храмах Апостола читают нерукоположенные люди. Для того, чтобы совершалось на Литургии священнодействие чтение Евангелия и Апостола должно исходить из уст рукоположенных соответственно иереев и диаконов, получивших благодать через рукоположение. Помогай Господь!

nelya

02 сент. 2022 г., 11:44:28

Категорически не согласна с таким документом, такие практики всегда присутствовали у католиков, зачем перенимать их привычки? Неужели церкви нечем больше заняться? сейчас люди разобщены, им нужны инструменты для сплочения, нужно пропагандировать спокойствие в душах и умах людей, прививать им семейные ценности, отказ от вредных привычек, а вы их хотите загнать дальше в невежество и дикое средневековье, вы сами то верите во все это? Все бесы только в ваших головах, их нет в реальной жизни, но если начать вбивать людям мысли что они одержимы, так и будет, люди начнут в это верить, уверена что такими практиками вы будете будить в головах людей бурную фантазию, и пополнять психиатрические больницы новыми пациентами.

Марина

31 авг. 2022 г., 16:23:56

Считаю необходимым поддерживать тех священников, которые совершают практику экзорцизма, так как в настоящий момент в этой практике нуждается большое количество людей. Но! Необходимо образовывать всех священников в этой теме. Экзорцизм без беседы, без понимания что это и для чего это не имеет смысла. Люди должны это понимать, а священник должен уметь объяснить, для чего нужен этот чин. В Церкви не должно быть мракобесия и магизма, но понимание и знание. Людей духовно болящих очень много, а образованных священников, способных оказать духовную поддержку мало.

Колосов Михаил Иванович

31 авг. 2022 г., 15:27:59

Ознакомился с проектом документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма».
Считаю возможным поддержать реализацию направления деятельности, указанную в проекте документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» в данной редакции с некоторыми корректировками.
Считаю необходимым исключить в разделе «Проблемы связанные с практикой экзорцизма» формулировку: «Злоупотребления совершающих в основном связаны с самочинным образом его исполнения, а иногда также и корыстными мотивами. В некоторых случаях при совершении чина экзорцизма болящие подвергаются унижению или психологическому насилию, что недопустимо». Данная формулировка совершенно не относится к реальной действительности и в целом корыстные мотивы у священников, которые совершают чин экзорцизма, отсутствуют ровно также, как и унижение и психологическое насилие участвующих.
Также можно просто исключить фото-, видео- и аудиозаписи при совершении данного чина.
Надеюсь, что духовное руководство РПЦ будет и дальше поддерживать практики экзорцизма на территории Российской Федерации во благо духовного здоровья и духовного совершенствования православных верующих.
Просьба проявить благосклонность и минимизировать, а в последующем исключить возможные «бюрократические подходы» в реализации направления экзорцизма.
Также для предоставления информации верующим возможно применить практику ознакомления их с документом «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» перед участием в чине экзорцизма.
Надеюсь мои предложения будут учтены в дальнейшей работе по данному документу.
Спасибо.

Дмитриев Александр Станиславович

27 авг. 2022 г., 9:52:47

Уважаемые,

в тексте проектного документа указано: "Экзорцизм применяется только в случае бесовской одержимости. Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности". Но отсутствует главное: как отличить одно от другого. Пока не выработаны критерии, будут возникать те самые злоупотребления, избежать которых призван сам документ.
Ссылка на то, что священникам хорошо бы обладать знаниями в психиатрии, не решает вопроса: полноценным психиатром священник стать не может (нельзя быть высоким профессионалом сразу в двух областях без ущерба для той или другой), так что это не решение вопроса. Более того, обладая неполными знаниями из области психиатрии (если говорить уличным языком - "нахватавшись"), служители могут впасть в ошибку непрофессиональных суждений, опираясь на неполные знания.

Так что без выработанных критерий для отличия бесовской одержимости от психического расстройства документ может скорее навредить, чем принести пользу.

С уважением,

Александр.

Виктория Александровна

26 авг. 2022 г., 20:02:18

Доброго времени суток.
Ознакомилась с проектом , очень здравые и мудрые поправки. Но можно ли как-то это будет проконтролировать , ведь не для кого не секрет , что в церквях за деньги готовы сделать что угодно…..
И так же как уберечь детей от их родителей , ведь порой проблема в самих родителях, а не в том что в ребёнке бес, поэтому он не слушается…

Александр

26 авг. 2022 г., 17:45:50

Добрый день ! Надеюсь мой почитал кратко комментарии предыдущих гостей данного сайта.
ну что могу сказать, конечно регламентация данного положения крайне необходима. Но хотелось бы уточнить, как 7 страниц можно было формировать в течении трех лет. К сожалению не имею образования в рамках стандартизации РПЦ, но я бы с удовольствием помог бы с данным документом. Пожелал бы сформировать положение об изменении наценок и коммерческой деятельности в рамках некомерческой организации, и направить на формирования кластеров поддержки малоимущего населения в данное время.
Спасибо

константинов

26 авг. 2022 г., 17:13:17

Дорогие (решатели, и любители экзорцизма, хочу всем сказать..что это практика ненужна, и не полезна,,1, если Христос и изгонял, то одним словом,,а не множеством прикладывания крестом, не маханием им, не кроплением водой, но только Верой. 2. Если это и происходит, то только один, на один, со страждущим, чтобы бесы не могли перейти к другому человеку, ведь мы все немощны. 3. А что, Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, уже не является той силой, которой подвластно все, и лечить, и изгонять бесов, и даже воскрешать умирающих, что за сила священник-человек, и сила Самого Бога. Вам что, не хватает причастия. Если экзорцизма, делает больше Таинства причастия, может вообще не причащаться. Да, я присуствовал как то, на отчитках свщ. Германа в лавре, такой клаунады я не видел, кошмар. Это даже расматривать не нужно, и даже запретить. Мало того, даже по видио видно, и что я видел; свщ. прикладывает крест, махает им, кропит водою, человек кричит, орет, может потом потише станет, но потом - он опять приходит к свщ. и опять все повторяется..этот концерт. Из чего, мы выносим вердикт, бес из человека не вышел и продолжает его мучить.. . Давайте закончим эту гнусную практику ибудим просто причащать этого страждующего, и не выделавать эти концерты и опасные игры бесов. Все во славу Бога. Аминь.

Прот. Андрей Спиридонов.

26 авг. 2022 г., 16:50:56

"Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности".

Вот, и, кстати, является крайне важным иметь сформулированный критерии, как именно одно от другого отличить. Сверх того, бывает и так, что психическое заболевание или предрасположенность к болезни начинает переплетаться (или сочетаться) с воздействиями демонических сил, поскольку таковой человек может иметь тонкую душевную организацию и быть весьма восприимчивым к воздействиям из иного (духовного, но неоднородного) мира. Как в таких случаях быть предполагаемому экзорцисту, ведь "очитка" в принципе есть довольно сильное внешнее воздействие, которое и впрямь не каждому болящему может быть полезной, а то и может оказаться опасным? Интересен так же пассаж о том, что нельзя оставлять одержимого без духовной помощи. Но разве духовную помощь для таковых имеет только "очитка"? Не лучше ли сделать акцент на жизни евхаристической, на регулярном участии в Литургии? И ставить вопрос о правомерности "отчитки" тогда, когда евхаристическая интенсивность жизни не помогает? А если не помогает Причащение, то почему должна помогать "отчитка"? Этот чин разве более действенен, чем Тело и Кровь Христовы? Ну, допустим, у предполагаемого одержимого боязнь Чаши Христовой. Тогда, вероятно, и нужна "отчитка"? Но в проекте документа говорится, что данная боязнь может быть и следствием не одержимости, а болезненного состояния... То есть, получается, что слишком много неопределённости, какой-то духовный "паллиатив". Хотелось бы иметь более четкие критерии и указания, нужен ли сей чин на практике и как им пользоваться, если вообще дерзать пользоваться в принципе.

Александр Леонидович Дворкин

26 авг. 2022 г., 16:15:28

В документе должно непременно прозвучать, что абсолютно должен быть исключен групповой экзорцизм, равно как и то, что категорически запрещается допускать на обряд зрителей и/или использовать аудио- или видеосъемку.

Сергей

26 авг. 2022 г., 15:38:37

Добрый день! Считаю, что давно пора практику экзорцизма распространить на всю православную церковь. Ведь эта проблема имеет место быть, и за не имением специалистов в православной церкви(из-за очень небольшого количества таких людей), нуждающиеся обращаются к колдунам или целителям. Считаю, что вообще, необходимо утвердить специальный сан клириков, и проводить на уровне церкви обучение священников-специалистов, которые могут отчитать человека от бесов и негативного магического воздействия.

игумен Виталий (Уткин)

26 авг. 2022 г., 15:21:11

Межсоборное присутствие опубликовало для общецерковной дискуссии проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма».
Проект очень важный и рубежный. Почему? Потому, что господствующий церковный дискурс до сих пор определялся либеральными установками – нет, мол, никакого беснования. Всякие, мол, отчитки – это пережитки, язычество, проводятся с целью стяжания денег, получения власти над людьми и т.д. А церковная жизнь должна, мол, быть основана на «любви» и всё должно рационально осмысливаться.
Однако, на самом деле, беснование реально существует. Существует проблема сожительства женщин с бесами-инкубами (https://t.me/igumen_Vitaliy_Utkin/292) – и это не выдумки «темных» людей, это правда нашей жизни. Реальность. Реально существуют, например, тот же «сглаз», колдовство, ведьмачество – вне зависимости от коммерческой среды, эксплуатирующей эту тематику. Всегда были. И есть. И человек должен быть огражден от них.
Православная Церковь защищает человека, ограждает его. Вот почему, например, так важно крестить младенцев – ИМЕННО для того, чтобы они были защищены и ограждены церковными Таинствами.
В либерально-рационалистическом церковном дискурсе категорически отрицается всё «магическое». Однако, такие рационалисты-либералы категорически обходят один простой вопрос – как же они признают, что в результате правильных действий и правильных слов правильно поставленного священника хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми? Или не признают? В проекте документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» в качестве оценочного суждения вновь используется слово «магический» (мол, обряд не действует сам по себе). Точно – не действует? А как быть с Литургией? Она что, совершается по вере предстоящего и каких-нибудь выдуманных в конце XIX века протестантом Рудольфом Зомом «лаиков» (сознательных прихожан)? Конечно нет. Литургия самодейственна.
Однако, этот проект документа констатирует: «Церковь рассматривает одержимость злыми духами как особое состояние, которое по различным причинам, может быть попущено Богом… Злоупотребления, связанные с практикой «отчитывания», не являются следствием принципиальной ущербности или архаичности практики экзорцизма как таковой, и, следовательно, не являются поводом к ее упразднению… Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея… Экзорцизм применяется только в случае бесовской одержимости. Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности».
То есть ставятся важные проблемы – наличие благословения архиерея, необходимость отличать беснование от психического заболевания и т.д. Но не определяются критерии самого беснования.
В документе анализируется наличие/неналичие практики экзорцизма в Поместных Православных Церквах. Слабенькая там практика или ее вообще неn.
Но совершенно ничего в проекте не говорится о продуманной, многовековой, ясной и четкой практикой экзорцизма у католиков. У католиков давным-давно всё регламентировано, существует огромный корпус экзорцистов именно на епархиальном уровне, есть четкие критерии именно беснования, проводятся съезды, конференции, семинары, учеба, в том числе - на уровне Ватикана. В США, например, у католиков в епархиях более 700 экзорцистов. При этом из проекта документа следует, что Православная Церковь в Америке практики экзорцизма не знает.
Думается, что католическую практику нужно не просто учесть в документе. Ее нужно тщательно изучать.
Очень радостно, что проект документа об экзорцизме вообще появился.

Мария

26 авг. 2022 г., 13:00:23

Видела данную практику, правда, в лютеранской церкви.
Да! Могу согласится с тем, что снимать подобное на видео неприемлемо.
Но присутствовать "наблюдатели", желательно другие священные чины , на мой взгляд, должны.
Это как раз избавит от злоупотребления чином.
Хотя для меня странно само наличие данной проблемы, если изгнанием бесов может заниматься только человек с большим духовным опытом, высокого сана и только с благословления архиерея (да, это для Грузинской Церкви, но и в Русской Церкви тоже нужно благословление), то почему такие вопросы вообще возникают?
Разве у нас нет списка храмов, в которых разрешена отчитка?
По крайней мере, я на такие списки натыкалась, правда, не знаю насколько они официальны.
Возможно, нужен официально одобренный патриархом список лиц, кому позволено заниматься отчиткой и он должен быть в открытом доступе.
Это может сократить количество "псевдостарцев" и трагедии с этим связанные.