Проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»

протоиерей Андрей Ефанов

23 марта 2020 г., 18:32:37

В документе сказано: «Не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для «освящения» любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения.

Вместе с тем уместно благословение средств передвижения, используемых военными на суше, на воде или в воздухе, ибо при этом испрашивается у Господа не «освящение» пушек, реактивных снарядов или средств бомбометания, но охранение воинов…».

Однако такое отношение к воинскому оружию может быть воспринято как отстранение Церкви от пастырского попечения о тех воинах, чье служение связано непосредственно с оружием массового поражения, которое служит уже более 50 лет сдерживающим фактором очередной мировой войны. В связи с этим предлагается следующая формулировка: «…Вместе с тем уместно благословение средств передвижения, используемых военными на суше, на воде или в воздухе, ибо при этом испрашивается у Господа не «освящение» пушек, реактивных снарядов или средств бомбометания, но охранение воинов. Однако, при освящении воинских частей, чье служение защите Отечества связано с содержанием в боеготовности средств массового поражения, окропляются, в том числе, и эти оружия, как то, с чем непосредственно связано служение воинов. Этим преподается благословение не тоталитарной войне, но охранению мира…».

Протоиерей Святослав Ширяев. Донецкая епархия УПЦ.

28 февр. 2020 г., 0:18:46

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга - сказал Господь. Любовь не предполагает убийства не под каким предлогом. Христос никогда не призывал к насилию, убийству, ненависти или противиться захватчикам, которыми на то время были римляне. Господь четко дает понять, что единственное отечество наше - это Царство Небесное и именно его идеалы мы должны защищать. Защищать не с оружием в руках, а исполняя заповеди Божьи, живя благочестиво, совершая добрые дела, свидетельствуя истину даже до смерти, как это сделал Христос. Он не воевал за независимость Иудеи, Он не призывал к войне или восстанию, не готовил учеников к решающей битве...

Апостолы также не призывали защищать какое-либо государство (и даже саму Церковь) с оружием в руках. Они свидетельствовали истину и несли благую весть даже до мученической кончины, не используя насилия.

В первые три века (до Миланского эдикта) христиане, количество которых было довольно велико в римской империи, не поднимали восстания во время гонений, не призывали к ним, но опять же свидетельствовали истину и несли благую весть даже до смерти.

В 313 году христиане получают право свободно исповедовать свою религию. В последующие несколько десятилетий император издает эдикты, которые преобразят римскую империю до неузнаваемости. Известным фактом является тот, что Константин Великий покровительствовал христианам и старался в окружении у себя и на ключевых должностях поставлять христиан, т.к. доверял им. В связи с этим, многие чиновники, желая не лишиться должностей принимали христианство, но оставались и далее по жизни язычниками. Можно предположить, что с этого периода начинается поставление "нужных", "правильных", "лояльных власти" епископов и священников (позже и патриарх поставлялся и утверждался императором). А как поставленный властью может противиться её решениям?! Если и появлялся такой, то был изгнанником... Отсюда и появляются прошения нужные для поддержки власти народом о воинстве, о победе оружия...а затем начинаются войны и христиан с христианами, что явно противоречит единству и любви, о которых говорил Господь.

Нужно понимать, что Бог даровал нам всю землю, чтобы мы плодились и размножались. Господь не делил нас на государства, но это сделала гордыня человеческая, желание человека превознестись над ближним. После пришествия Христа стало очевидным, что единственным Отечеством нашим есть Царство Божье, единственный царь, которому мы должны воздавать поклонение есть Сам Бог, а единственный закон, который мы должны исполнять - это Заповеди Божьи (и чтобы меня не обвинили скажу "и государственные законы", которые не противоречат Заповедям) . Царство Небесное не нужно защищать оружием, Христос не призывает к войнам, в заповедях нет повеления убивать.

Поэтому моё личное мнение заключается в том, что Церковь не должна не только освящать оружие, но и не должна поддерживать тех, кто это оружие взял для убийства ближних. Убийство остаётся убийством всегда, и Господь дав заповедь не убий, не говорил потом, что если нужно отстоять свои интересы или интересы государства, то ничего страшного - убивай.

Лучше быть убитым, нежели уподобиться убийце. Но к сожалению многие из нас рассуждают не по духу, но по плоти, а как писал апостол Павел: "дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, ВРАЖДА, ССОРЫ, ЗАВИСТЬ, ГНЕВ, РАСПРИ, разногласия, (соблазны,) ереси, НЕНАВИСТЬ, УБИЙСТВА, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют"(Гал. 5:19-21).

Берегите мир дорогие братья и сестры, и никогда не берите в свои руки оружие!

Александр

24 февр. 2020 г., 17:37:36

Просьба учитывать, что речь может идти о защите Православного отечества или о молитве за ПРАВОСЛАВНОЕ воинство или же о молитве за " благоверных и христолюбивых правителей",а всего этого в РФ нема.

Александр Александрович Абросимов староста храма святого князя Владимира в Москве в Новогиреево

24 февр. 2020 г., 11:33:00

В подведении итогов (3-й абзац снизу) необходимо обозначить, что о церковь благословляет именно "ПРАВОСЛАВНЫХ воинов" или "воинов защитников ВЕРЫ", а не только Отечества.

Кроме того, необходимо добавить, что "благословение воина допустимо совершать исключительно с его добровольного согласия. Принуждение вышестоящим начальством принятию благословения недопустимо"


ПОЯСНЕНИЕ: К сожалению, в настоящее время непонятно, что церковь не благословляет атеистов и прочие категории нецерковных людей не принадлежащих к иной религии или конфессии. Мотивация таких людей к участию в защите Отечества может не совпадать с мотивацией, которую Церковь воспитывает в православном воине.

При этом, воля командира может понуждать подчиненного в участии в церковном обряде против его воли, что является кощунственным, влечет за собой осмеивание православной веры и сопровождается ярко выраженным антимиссионерским эффектом.

Александр Солдатов

21 февр. 2020 г., 13:26:02

ЗАКОН О БЛАГОСЛОВЛЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ НА ИСПОЛНЕНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА.


Скажу только кое-что, ибо много.

Сначала о самом документе.


Какой-то он, мягко говоря, странный и противоречивый.

В первой половине документа говориться о благословлении и законности

защиты Веры и Отечества с оружием в руках.

И о благословлении и освящении оружия для этого дела.

И так было примерно 1,5 тысячи лет, т.е. это была устоявшаяся традиция.

(Правда некоторые искажения и там есть).


И вдруг, во второй, резолютивной части документа выносится прямо

противоположное первой части мнение-решение.

- Во-первых заявляется, что такой традиции, по защите Веры и Отечества

с оружием в руках небыло. А значит, и тут трудно говорить конкретно, ибо

все запутано, двусмысленно, не однозначно и завуалировано, но общий смысл

такой:

- можно освящать и благословлять средства защиты, по преимуществу

индивидуальные: бронежилеты и каски, и возможно, но не очевидно, наземные

и подземные укрытия.

- Благословляются и освящаются военные средства передвижения во всех средах,

но только с одной целью- пассивной личной защиты воинов.

А защита с помощью оружия запрещается.

- Благословляется и освящается может быть и важная, но вспомогательная и

второстепенная воинская деятельность, и только в мирное время.


Есть еще 3-я часть- предпоследний абзац, но это как предсмертные судороги

традиционализма.


(Есть еще одна особенность этого текста, наверно богословская- разночтение

понятий "благословления" и "освящение".

Наверно у них бывают самостоятельные смыслы и значения.

Но в данном конкретном деле они одинаковы и взаимозаменяемы, как впрочем и

во многих других случаях).



Теперь о сути и смыслах.


Здесь я наверно не что-то свое буду говорить, а просто приводить примеры

и задавать вопросы, хотя и от себя тоже. Ну и опять же только кое что.


1. "Так совершены небо и земля и все воинство их". (Бытие, гл.2, ст.1).

Одно из первых упоминаний о воинстве.


2. "И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и

пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни."

(Бытие, гл.3, ст.24).

- Первое упоминание об оружии. (Хотя тут не понятно, то ли это меч Божий,

то ли Он дал его Херувиму.)


3. Война на небе.(Откровение Иоанна Богослова, гл.12, ст.7-12.)

Даже на небе, среди Ангелов, были войны, и не одна. И еще в конце времен,

будет последняя.

Весьма сомнительно, что это все происходит без ведома Бога, и без Его

участия, благословления и освящения.


4 Войны на земле.

Это неизбежное зло с момента падения человека и до восстановления его

в первозданном виде.

(Матфея, гл.24, ст.6):

"Также услышите о войнах и военных случаях. Смотрите не ужасайтесь, ибо

надлежит всему этому быть, но это еще не конец", ...


5. 3Царств, гл.18, ст.40:

"И сказал им Илия, схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не

укрылся. И схватил, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там".

А перед этим сказано в ст.36:

"Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал:

Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что

Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему".

Там заколол Илия 450 жрецов Вааловых и, возможно, еще 400 жрецов

дубравных. Это массовое убийство или нет?

А сколько обычных людей умерло от жажды и голода за 3,5 года засухи

по слову Илии с благословления Бога?

Это даже считать никто не собирался. Это избирательные смерти? Это не

оружие массового уничтожения?

Про другие многочисленные как бы природные катаклизмы вообще молчу.


6. 1Царств, гл.17, ст.49:

"И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи

и поразил Филистимлянина в лоб его, и он упал лицем на землю".

Сам ли это сделал Давид или по благословлению Бога?

Некоторым напомню, хоть это и не имеет особого значения, на это время Дивид

был уже помазан Первосвященником на царство.

Освящена ли была его праща?

И чем отличается его праща принципиально от лука, пистолета, винтовки, пушки,

миномета, ракеты? Да ничем- это просто инструмент доставки поращающего

элемента, как и колесница: надводный корабль, подводная лодка, самолет, танк,

ракета.


7. Святые изображения, иконы.

7.1. Ангелы и Архангелы изображены часто с копьем, мечем и луком.

они что, не освящены?

7.2. Святые воины изображены с мечем, копьем и луком.


8. Напомню слова Господа св.царю Константину: "Сим победиши"!


ВЫВОД.


Сей документ антиправославный, антигосударственный, антирусский.

Я категорически против него.


Вообще-то надо бы создать чинопоследование на освящение и благословление

современного оружия. А то как-то странно- зачем его создавать, если им нельзя

пользоваться? И армия тогда зачем?


Ну а если уж так не хочется некоторым благословлять и освящать современное

оружие, так и не делайте это, и вообще не трогайте этот вопрос.

Бог без вас освятит и благословит все потребное для нашей защиты по молитвам

Церкви и верующих!


Макаревич Александр Васильевич

17 февр. 2020 г., 21:04:27

"должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для “освящения” любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения" КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСЕН! Нельзя быть немножко беременным. Эдак мы докатимся до не дай Бог " гуманизма" и "либерализма" в армии.

Георгий Сотула

17 февр. 2020 г., 18:42:05

Текст "Проект документа 'о благословлении...воинского..."

является не проектом документа. А потому и не проектом.

Аргумент: Документ - фиксация статуса, решения и т.п.

Здесь же представлен текст сообщения о прежних совершенно справедливых правилах.


Вопрос закономерно возникнуть должен: зачем принимать какое то решение о том, что уже принято ?

На этот вопрос возникает один из ответов: игнорирование многими пастырями того, что было принято ранее.


Постановка вопроса в такой именно форме, о наличии разногласий - вполне справедлива была бы к во-первых - к фиксации разногласий, а затем на указание большинством принятой точки зрения, подтверждающей, либо отменяющей ранее принятое. Что тоже имеет место быть, и было неоднократно в силу исторического тела церкви как живого организма.

С пожеланием честнее отражать текущее состояние церкви - Георгий Сотула.

Андрей

17 февр. 2020 г., 15:38:27

Как представляется, из числа освящаемых видов вооружения должно быть изъято только оружие массового поражения, как-то: ядерное, химическое, бактериологическое, климатическое, сейсмическое и т.п. - то есть такое, использование которого неизбежно приводит к гибели мирного населения. Однако не только стрелковое и холодное оружие, но и переносные противотанковые и зенитные комплексы, артиллерийские системы, бронетехника и военные летательные аппараты, как и военные корабли, вполне могут быть освящены, так как их боевое применение не предполагает поражение им мирного населения, которое в этом случае может пострадать или в результате ошибки, или преступного умысла, находящегося в противоречии с международными конвенциями и нормами христианской нравственности. Тем более молитва об избавлении от подобного неправедного применения была бы уместна в данном чине. Кроме того, поддерживаю высказанное выше мнение о том, что следует заменить или изменить на более приемлемые термины архаизмы в чине освящения.

Илия

16 февр. 2020 г., 20:52:43

ОТЗЫВ

«Чин благословения воинских оружий» предусматривает освящение личного оружия воина. Наличие сабель и кортиков – дань исторической традиции и в боевых действиях практически не используются, а используются как атрибуты к парадной форме военнослужащих.

В современной армии воином используется личное огнестрельное оружие (пистолет, винтовка, автомат, штык-нож). Данные виды оружия можно рассматривать как наступательные, так и оборонительные. Освящать их возможно.

В представленном проекте документа отсутствует тема огнестрельного оружия. Возможно ли, освящать личное автоматическое оружие которое вверено сегодня каждому воину? Это важный вопрос! Мне думается, что освящать их возможно.

Гранаты, гранатометы, пушки, ракеты, мины и другие разновидности оружия можно рассматривать как оружие неизбирательного действия и их освящать не рекомендуется. От них могут пострадать и получить увечья мирные люди – непричастные к военным действиям.

Протоиерей Илия Вакарюк - клирик Клинцовской епархии РПЦ.

Протоиерей Евгений .Братская еперхия

16 февр. 2020 г., 12:39:07

Данный документ страдает двойственностью средства передвижения -" хорошо",а вооружение - "плохо". Делая ссылки на древние церковные акты и употребляя несовременные словообращения мы становимся заложниками архаизмов. Освящается к примеру танк ,нужно танк и говорить, а не колесница с трубой. "Но да будет слово ваше:да,да; нет,нет;а то что сверху этого,то от лукавого."

Евгений Выговский

14 февр. 2020 г., 10:11:25

Я офицер запаса. Я против предлагаемого запрета. Такая регламентация освящения оружия поселит в душе верующего воина ужасную двойственность. Церковным документам никогда не была свойственна двусмысленность, а здесь она присутствует в полной мере. Защищая свою землю и своих ближних я ОБЯЗАН использовать все возможности и любое оружие, свойственное времени. И дело даже не в освящении, как таковом, а в его частичном запрете. Зачем понадобилась такая регламентация? Какой необходимостью она вызвана? Не надо освящать, если боитесь, но и ни в коем случае нельзя вводить такой запрет. У нас же нет чина освящения плуга или бороны, пашем помаленьку...

Боюсь, что после принятия такого документа в РВСН будут служить только атеисты и иноверцы. Это существенно подорвёт нашу боеготовность, если не сведёт совсем к нулю. Вспомните опыт Великой Отечественной войны и роль Православной веры в мотивации действий воинов.

Это очень похоже на какую-то духовную диверсию, умоляю отказаться от утверждения такого документа. Я его не приму. И таких, как я, миллионы.

иерей Николай, подполковник запаса

07 февр. 2020 г., 17:19:36

Защита Отечества с оружием в руках благословляется Церковью – и не освящать вооружение это неправильно.

Означает – отправлять на защиту Родины воина не вооруженного.


- есть личное оружие ПМ или АКМ – и их тоже должны освящать.

- как можно освящать колесницу т.е. танк - без его вооружения?

Старший пономарь Павел Соболев

05 февр. 2020 г., 23:00:56

Здравствуйте. В главах с 5 по 7 Евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей:


21 Вы слышали, что было сказано древним: «не убий», — а если кто убьет, даст ответ перед судом.

22 Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: «рака!» — даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: «безумный!»- даст ответ в огне Геенны.

протоиерей Алексий Чаплин Валуйская епархия

04 февр. 2020 г., 19:20:07

Смысл освящения оружия в том, что Церковь благословляет его употреблять для защиты Отечества и ближних. И наоборот, запрет на освящения определенного вида оружия свидетельствует, что Церковь считает его употребление греховным. И если, как было указано в начале разбираемого документа, ранее святые отцы убийство на войне "не вменяли в убийство", то после принятия данного документа, все кто связан с употреблением неблагословленного оружия будут причастны к смертному греху убийства. Т.е. по сути становится невозможным служение православного христианина в современной армии, где личное оружия (которое разрешается освящать) давно не имеет решающего значение. Тем самым Церковь будет поставлена в противоречивое положение перед обществом и армией - с одной стороны Она якобы благословляет защиту Отечества и воинскую службу, а с другой - не благословляет пользоваться современным оружием без которого сегодня армия перестает быть армией. Конечно, сторонники данного проекта могут сказать, что я слишком обостряю и утрирую проблему. Но в реальности подавляющее большинство православных и военнослужащих будут воспринимать этот документ именно в таком пацифистском ключе. И я не представляю как внятно можно будет объяснить артеллеристам, танкистам, летчикам, ракетчикам, и вообще всему коммандному составу, что их служба Церковью благословляется, а оружие которым они пользуются нет.