Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви»
29 марта 2018 г., 9:24:35
С одной стороны, акафисты - совершенно чуждое церковному уставу явление, как уже здесь подчёркивалось. А с другой - необходимо понять, почему эти акафисты так полюбились православному народу.
Если окинем мысленным взглядом все виды чинопоследований православного богослужения, то первое, что бросается в глаза, это огромное количество чтения псалмов и отдельных стихов из них (на них уходит не менее 2/3 времени всего богослужения). Чтением (реже пением) псалмов Христианская Церковь подчёркивает свою историческую связь с Ветхозаветной Церковью. Всё богослужение Православной Церкви руководствуется Иерусалимским уставом палестинского монастыря преподобного Саввы Освященного, при этом нужно заметить, что древние монахи очень редко становились священниками, поэтому всё их богослужение почти целиком сводилось к пению (чтению) псалмов, покаянной Иисусовой молитвы и небольшому количеству (время от времени появляющихся) тропарей, стихир и канонов. А для совершения Божественной Литургии и таинств монахам приходилось звать священнослужителей из ближайших селений.
Из-за частого употребления Псалтири многие монахи знали Её наизусть - она идеально подходит для монашеского делания: призывает к покаянию, к славословию и к глубокому размышлению. При этом Псалтирь не отвлекает молящегося современными проблемами, что очень важно для человека, отрёкшегося от мира.
Теперь посмотрим что такое Псалтирь. - На древнегреческом это слово обозначало название многострунного музыкального инструмента типа арфы, лиры или гуслей. Соответственно, под их мелодический аккомпанемент предполагается изящное пение псалмов - по сути молитвенных стихов. Однако при переводе Ветхозаветного текста Библии с древнееврейского языка, сначала на старогреческий, а потом с последнего - на церковнославянский языки, утратилась значительная часть не только смыслового значения, но и поэтического обрамления псалмов. И теперь в современных русских храмах занудное и безжизненное чтение псалмов не только мало понятно, но и, что самое страшное, сами псалмы почти лишены эстетической привлекательности. Поэтому в приходской практике повелось повальное сокращение кафизм, часов, междочасий, повечерий, полунощниц и малых вечерен.
И на этом безрадостном фоне, удивительным, я бы даже сказал - спасительным, образом смотрится увлечение православного народа многочисленными акафистами, которые отнюдь не сокращают богослужения по времени... В чём же тогда причина невероятной привлекательности акафистов?:
1) Красочное торжественное соборное богослужение всего духовенства на средине храма,
2) Эмоциональная позитивность, эйфория, оптимизм, внушаемые часто повторяющимися в текстах акафистов словами: "РАДУЙСЯ !!!", "АЛЛИЛУЙА !!!" (что на древнееврейском языке переводится: "СЛАВЬТЕ БОГА !!!")
3) Некоторая внешняя ритмичность, подвижность, любовь к жизни, поэтичность, романтичность.
Возникает закономерный вопрос: почему современные так легко акафисты вытесняют собою древние псалмы??? Ведь великие БОГОДУХНОВЕННЫЕ псалмы, по идее, должны выполнять ту же самую функцию, что и какие-то там неуставные акафисты, непонятно кем сочинённые.
По моему мнению, требуется не только перевести псалмы на понятный, яркий и выразительный язык, но, более того, выразить все псалмы Псалтири в качественных стихотворных формах, положить их легко запоминающиеся мелодии, чтобы все молящиеся в храме выучивали наизусть и активно подпевали (духовенству и) хору как отдельные стихи, так и целые поэмы на основе существующих псалмов.
Тогда сама собой отпадёт какая-либо потребность прихожан в новых акафистах.
Если окинем мысленным взглядом все виды чинопоследований православного богослужения, то первое, что бросается в глаза, это огромное количество чтения псалмов и отдельных стихов из них (на них уходит не менее 2/3 времени всего богослужения). Чтением (реже пением) псалмов Христианская Церковь подчёркивает свою историческую связь с Ветхозаветной Церковью. Всё богослужение Православной Церкви руководствуется Иерусалимским уставом палестинского монастыря преподобного Саввы Освященного, при этом нужно заметить, что древние монахи очень редко становились священниками, поэтому всё их богослужение почти целиком сводилось к пению (чтению) псалмов, покаянной Иисусовой молитвы и небольшому количеству (время от времени появляющихся) тропарей, стихир и канонов. А для совершения Божественной Литургии и таинств монахам приходилось звать священнослужителей из ближайших селений.
Из-за частого употребления Псалтири многие монахи знали Её наизусть - она идеально подходит для монашеского делания: призывает к покаянию, к славословию и к глубокому размышлению. При этом Псалтирь не отвлекает молящегося современными проблемами, что очень важно для человека, отрёкшегося от мира.
Теперь посмотрим что такое Псалтирь. - На древнегреческом это слово обозначало название многострунного музыкального инструмента типа арфы, лиры или гуслей. Соответственно, под их мелодический аккомпанемент предполагается изящное пение псалмов - по сути молитвенных стихов. Однако при переводе Ветхозаветного текста Библии с древнееврейского языка, сначала на старогреческий, а потом с последнего - на церковнославянский языки, утратилась значительная часть не только смыслового значения, но и поэтического обрамления псалмов. И теперь в современных русских храмах занудное и безжизненное чтение псалмов не только мало понятно, но и, что самое страшное, сами псалмы почти лишены эстетической привлекательности. Поэтому в приходской практике повелось повальное сокращение кафизм, часов, междочасий, повечерий, полунощниц и малых вечерен.
И на этом безрадостном фоне, удивительным, я бы даже сказал - спасительным, образом смотрится увлечение православного народа многочисленными акафистами, которые отнюдь не сокращают богослужения по времени... В чём же тогда причина невероятной привлекательности акафистов?:
1) Красочное торжественное соборное богослужение всего духовенства на средине храма,
2) Эмоциональная позитивность, эйфория, оптимизм, внушаемые часто повторяющимися в текстах акафистов словами: "РАДУЙСЯ !!!", "АЛЛИЛУЙА !!!" (что на древнееврейском языке переводится: "СЛАВЬТЕ БОГА !!!")
3) Некоторая внешняя ритмичность, подвижность, любовь к жизни, поэтичность, романтичность.
Возникает закономерный вопрос: почему современные так легко акафисты вытесняют собою древние псалмы??? Ведь великие БОГОДУХНОВЕННЫЕ псалмы, по идее, должны выполнять ту же самую функцию, что и какие-то там неуставные акафисты, непонятно кем сочинённые.
По моему мнению, требуется не только перевести псалмы на понятный, яркий и выразительный язык, но, более того, выразить все псалмы Псалтири в качественных стихотворных формах, положить их легко запоминающиеся мелодии, чтобы все молящиеся в храме выучивали наизусть и активно подпевали (духовенству и) хору как отдельные стихи, так и целые поэмы на основе существующих псалмов.
Тогда сама собой отпадёт какая-либо потребность прихожан в новых акафистах.
05 сент. 2017 г., 11:45:35
Акафист имеет большое значение для нашей, Русской Православной Церкви. Для русского человека, этот вид гимнотворчества является важным, и даже можно сказать душевным. Но, проблема существует довольно большая. Чтение акафиста все более превращается во что-то непонятное, похожее больше на сектантское сборище. Это совершенно никак не соотносится молитвенной практике и нашей традиции. Присутствие в жизни нашей церкви акафистов, которые не прошли определенную цензурную обработку, вводит грамотных и вдумывающихся людей в большое смятение. Но самая , на мой взгляд, основная проблема - реализация. Допустим, документ будет принят, всё будет проработано но следить за реализацией этого документа будет не реально. Недобросовестные священнослужители будут делать так, как их учили "дедушки и бабушки". Кто почитает "святых Славиков", "блаженных Макарий" и "Андреев Тальковых" просто проигнорирует распоряжения своих епархий. (Вспомните ситуацию с документам "об участии верных в Евхаристии"). Люди делают так, как у них это было заложено в практике. Во всяком случае это дело очень нужное и правильное, только необходимо сделать не только в теории, но привнести это в практику.
27 февр. 2017 г., 23:48:05
клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии РПЦ
Мой официальный отзыв
Следует обратить внимание ещё на такие проблемы:
1. Догматическая неточность и небезупречных некоторых текстов акафистов, даже официально общепризнанных и давно употребляемых. Например, в акафисте свт. Николаю:
"Ра́дуйся, пи́ще и отра́до к тебе́ прибега́ющих; ра́дуйся, хле́бе неснеда́емый а́лчущих" (икос 5).
"Ра́дуйся, от бе́здны грехо́вныя челове́ки избавля́яй; ра́дуйся, в бе́здну а́дскую сатану́ вверга́яй.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю дерзнове́нно бе́здну милосе́рдия Бо́жия призыва́ем; ра́дуйся, я́ко тобо́ю от пото́па гнева изба́вльшеся, мир с Бо́гом обрета́ем" (икос 7).
"Ра́дуйся, вся́ких исцеле́ний исто́чниче" (икос 8).
"Ра́дуйся, бра́шно неги́блющее а́лчущим пра́вды; ра́дуйся, питие́ неисчерпа́емое жа́ждущим жи́зни... ра́дуйся, я́ко тобо́ю жизнь ве́чную ка́ющиися получа́ют" (икос 10).
"Ра́дуйся, я́ко тобо́ю от ве́чныя сме́рти свобожда́емся; ра́дуйся, я́ко тобо́ю безконе́чныя жи́зни сподобля́емся" (икос 12).
Т. е. свт. Николаю усвояется то, что на самом деле относится ко Христу. Православно понимать эти тексты можно только с мысленной оговоркой. Что, конечно, ненормально для священного текста, смущает совесть и вводит в заблуждение богословски неграмотных.
Итак, даже официально общепризнанные и давно употребляемые акафисты нуждаются в догматической цензуре и переработке.
2. При употреблении акафиста и особенно при увлечении акафистами происходит перенос акцента молитвенного обращения с Бога на святых, вопреки богослужебной традиции Церкви, где основное место занимает обращение к Богу, а обращение к святым – сопутствует. В акафисте же основной объём составляет обращение к святому. Что противоречит принципу служения Богу и неполезно с назидательной точки зрения. Т. к. народ и без того склонен к язычеству и языческому отношению к святым, предпочитая обращаться вместо Бога преимущественно к святым.
Поэтому представляется целесообразным не развивать, а ограничивать акафистное творчество и употребление акафистов. В контексте суточного круга богослужения следует ограничиться каноническим акафистом Пресв. Богородице.
В частном же порядке и в контексте молебна вне суточного круга допустить лишь ограниченное число акафистов, прошедших церковную цензуру. Причём, в цензуре и переработке нуждаются даже некоторые официально признанные и давно употребляемые акафисты (как, например, свт. Николаю), как содержащие догматически неточные и небезупречные выражения.
Следует рекомендовать предпочтительность перед акафистами богослужебных текстов, обращённых преимущественно к Богу и входящих в состав богослужебного устава. Таких как Псалтирь, каноны, богослужения суточного круга и молитвы из них. Как более назидательных и более соответствующих принципу служения Богу.
Мой официальный отзыв
Следует обратить внимание ещё на такие проблемы:
1. Догматическая неточность и небезупречных некоторых текстов акафистов, даже официально общепризнанных и давно употребляемых. Например, в акафисте свт. Николаю:
"Ра́дуйся, пи́ще и отра́до к тебе́ прибега́ющих; ра́дуйся, хле́бе неснеда́емый а́лчущих" (икос 5).
"Ра́дуйся, от бе́здны грехо́вныя челове́ки избавля́яй; ра́дуйся, в бе́здну а́дскую сатану́ вверга́яй.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю дерзнове́нно бе́здну милосе́рдия Бо́жия призыва́ем; ра́дуйся, я́ко тобо́ю от пото́па гнева изба́вльшеся, мир с Бо́гом обрета́ем" (икос 7).
"Ра́дуйся, вся́ких исцеле́ний исто́чниче" (икос 8).
"Ра́дуйся, бра́шно неги́блющее а́лчущим пра́вды; ра́дуйся, питие́ неисчерпа́емое жа́ждущим жи́зни... ра́дуйся, я́ко тобо́ю жизнь ве́чную ка́ющиися получа́ют" (икос 10).
"Ра́дуйся, я́ко тобо́ю от ве́чныя сме́рти свобожда́емся; ра́дуйся, я́ко тобо́ю безконе́чныя жи́зни сподобля́емся" (икос 12).
Т. е. свт. Николаю усвояется то, что на самом деле относится ко Христу. Православно понимать эти тексты можно только с мысленной оговоркой. Что, конечно, ненормально для священного текста, смущает совесть и вводит в заблуждение богословски неграмотных.
Итак, даже официально общепризнанные и давно употребляемые акафисты нуждаются в догматической цензуре и переработке.
2. При употреблении акафиста и особенно при увлечении акафистами происходит перенос акцента молитвенного обращения с Бога на святых, вопреки богослужебной традиции Церкви, где основное место занимает обращение к Богу, а обращение к святым – сопутствует. В акафисте же основной объём составляет обращение к святому. Что противоречит принципу служения Богу и неполезно с назидательной точки зрения. Т. к. народ и без того склонен к язычеству и языческому отношению к святым, предпочитая обращаться вместо Бога преимущественно к святым.
Поэтому представляется целесообразным не развивать, а ограничивать акафистное творчество и употребление акафистов. В контексте суточного круга богослужения следует ограничиться каноническим акафистом Пресв. Богородице.
В частном же порядке и в контексте молебна вне суточного круга допустить лишь ограниченное число акафистов, прошедших церковную цензуру. Причём, в цензуре и переработке нуждаются даже некоторые официально признанные и давно употребляемые акафисты (как, например, свт. Николаю), как содержащие догматически неточные и небезупречные выражения.
Следует рекомендовать предпочтительность перед акафистами богослужебных текстов, обращённых преимущественно к Богу и входящих в состав богослужебного устава. Таких как Псалтирь, каноны, богослужения суточного круга и молитвы из них. Как более назидательных и более соответствующих принципу служения Богу.
20 февр. 2017 г., 16:30:32
Хотелось бы упомянуть об акафисте за единоумершего. Считаю, что употребление данного акафиста противоречит многовековой практике молитвы за усопших. Очень часто этим акафистом заменяется чтение Псалтири по усопшим. Да и сам жанр акафиста, как литературного произведения , ни как не связан с поминовением усопших. Акафист - это в первую очередь торжественная песнь в честь празднуемого события или святого. Отличительной чертой акафиста является наличие хейретизмов, возгласов "радуйся!". Насколько мне помнится данный акафист возник в середине 90-х годов прошлого века. По своей структуре он являет пример искажения структуры акафиста. Подмена им чтения Псалтири , на мой взгляд, не допустима. О пользе чтении Псалтири по усопшим говорят и святые отцы Церкви, например свт. Василий Великий. Хотелось бы внести ясность об употреблении данного акафиста в рамках обсуждаемого проекта.
20 янв. 2017 г., 20:57:44
Мне кажется, надо, на вечерне сделать чтение акафиста, либо как предложено выше, то есть после "Сподоби Господи", или на тропарях, после молитвы "Отче наш" - так как данная практика чтения Акафиста на вечерне вошла в большинство приходов конкретных епархий, т.е. их чтение по формулировке "аще изволит настоятель".
Что касается пересмотра акафистов - очень хорошая идея, но насколько она исполнима это трудный вопрос, я бы начал бы искоренять такие псевдоакафситы, как например "Вячеславу Чебаркульскому", "Пелагеи Рязанской", "Алексию Пензенскому" и прочим не канонизированным святым (про местночтимых - молчу), в общим если все пойдет в хорошем темпе, то Синоду предстоит проделать большую работу, но она того стоит.
Что касается пересмотра акафистов - очень хорошая идея, но насколько она исполнима это трудный вопрос, я бы начал бы искоренять такие псевдоакафситы, как например "Вячеславу Чебаркульскому", "Пелагеи Рязанской", "Алексию Пензенскому" и прочим не канонизированным святым (про местночтимых - молчу), в общим если все пойдет в хорошем темпе, то Синоду предстоит проделать большую работу, но она того стоит.
20 янв. 2017 г., 15:24:13
Здравствуйте! это будет не плохо если акафист включат в состав вечерни или утрени или повечерия, но необходимо учитывать тот факт что большинство прихожан не особо любят длинные службы и пойдут возмущения. а так это очень хорошая идея, особенно если на двунадесятые и великие праздники будет читаться соответствующий праздничный акафист.
20 янв. 2017 г., 0:36:59
На мой взгляд, кроме указанных вариантов, можно допустить чтение акафиста на вечерне после молитвы "Отче наш". Тогда священник возвращается в алтарь при пении тропарей и завершает вечерню.
17 янв. 2017 г., 22:08:25
Документ представляется очень дельным и полезным.
Было бы неплохо привести какие-то цитаты святых и известных церковных деятелей, направленные против сильного распространения акафистов в ущерб другим гимнографическим произведениям. Например, свт. Афанасия (Сахарова): «Вы знаете, что я согласен с Вами во взгляде на акафисты. Большинство из них «модерн» в худом значении этого слова. Но если бы среди них нашлись действительно хорошие, я не возражал бы против разрешения их к церковному употреблению, только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену их. К сожалению, хороших акафистов у нас почти нет» (свт. Афанасий Ковровский, из письма к проф. Огицкому от 13 декабря 1958 года).
Существует практика чтения акафиста на вечерне после отпустительных тропарей – может быть, её тоже стоит оговорить в документе?
Представляется правильным отдельно оговорить, что Акафист не может заменять собой другие части богослужения, а рассматриваться лишь как дополнение. К сожалению, порочная практика замены кафизмы акафистом довольно распространена.
Также представляется важным оговорить распространённую практику пения акафиста на малой вечерне перед всенощными бдениями в дни престольных праздников.
иеромонах Афанасий (Дерюгин),
уставщик Московского Сретенского монастыря
Было бы неплохо привести какие-то цитаты святых и известных церковных деятелей, направленные против сильного распространения акафистов в ущерб другим гимнографическим произведениям. Например, свт. Афанасия (Сахарова): «Вы знаете, что я согласен с Вами во взгляде на акафисты. Большинство из них «модерн» в худом значении этого слова. Но если бы среди них нашлись действительно хорошие, я не возражал бы против разрешения их к церковному употреблению, только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену их. К сожалению, хороших акафистов у нас почти нет» (свт. Афанасий Ковровский, из письма к проф. Огицкому от 13 декабря 1958 года).
Существует практика чтения акафиста на вечерне после отпустительных тропарей – может быть, её тоже стоит оговорить в документе?
Представляется правильным отдельно оговорить, что Акафист не может заменять собой другие части богослужения, а рассматриваться лишь как дополнение. К сожалению, порочная практика замены кафизмы акафистом довольно распространена.
Также представляется важным оговорить распространённую практику пения акафиста на малой вечерне перед всенощными бдениями в дни престольных праздников.
иеромонах Афанасий (Дерюгин),
уставщик Московского Сретенского монастыря
Оставить
комментарий