Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Мирянин

25 апр. 2018 г., 0:08:54

……………..……..Комментарий – Собеседование
….. Давай брат мой во Христе, определим свои духовные позиции, принципы, хотя маловероятно, что это принесет тебе, мне, либо кому-то еще из читателей данного сайта какие-то полезные дополнительные духовные результаты, хотя у Бога – всё возможно.
….. Обращаюсь - на ты, такое обращение проще и совсем ничего оскорбительного не несет в себе ни тебе, ни мне, ибо православные – даже с Богом – на Ты!
….. Итак. Ты просишь прощения, что ввел меня в грех осуждения своей публикацией слов святого.
….. Однако, никакого осуждения мной ни святого, ни тебя не было, а было обличение, как святого, за его слова, так и тебя, что ты повторяешь ложные слова святого.
….. Возможно, ты опять скажешь, что святой стал святым по решению Архиерейского собора, а ты, т.е. я – осуждаю, точнее – обличаю его и тебя безвинно.
….. Однако, для меня истинные слова и дела любого человека, святой он или нет, - такие слова и дела, которые не противоречат, а соответствуют только словам Иисуса Христа и словам Его Апостолов (за исключением Апостола Иуды).
….. Видишь, кстати, Иуда был Апостолом – человеком, которого избрал Себе в ученики Сам Христос, а что – в конечном результате получилось?! Конечно ты тоже знаешь, что из 70-ти других Апостолов, которых тоже избрал Христос, – 5 Апостолов, мягко говоря, не устояли в истине (к сожалению, сейчас нет под рукой первоисточника этой информации).
….. Поэтому избрание, тем более человеками, - это совсем даже не аргумент для того, чтобы беспредельно верить, исполнять и повторять все слова избранных. Кстати, ты наверно и сам мог бы мне сказать, как подтверждение данного утверждения, о послушниках иудейских первосвященников, которые кричали Пилату, подсказанные им слова, – «Распни Его".
….. Можно также вспомнить и о святости – безгрешности Папы, как считают католики.
….. А некоторые из православных, отрицая безгрешность (слов) Папы, в тоже время, фактически сами считают все слова Митрополитов – истинными (посмотри, если не смотрел и хочешь, комментарий от 14 апреля 2018г. на данном сайте, включая дополнение к данному комментарию).
…..Однако, еще раз, уже в общем, повторюсь, Истина – Одна – Слово Христа и Учитель у нас, православных, тоже - Один – Иисус Христос.
….. Вот такая моя духовная позиция, на которой стою.
….. Учитывая выше изложенное, ты, брат, как писал тебе ранее, «сделал неправильный выбор», ибо не проверил приведенные тобой слова святого (о духовной важности исполнения буквы – положений устава) на Камне Истины – соответствии их истинным словах Иисуса Христа (о духовной важности выбора не буквы, а Духа, пред буквой) – о чем и было тебе также ранее написано вместе с советом о покаянии.
P.S.
….. Готов, с большим вниманием, прочитать твою духовную позицию, принципы, аргументировано подтвержденные, обоснованные словами Иисуса Христа и Его Апостолов-Евангелистов по рассматриваемому вопросу.

Мирянин.
24-04-18

священник Олег

24 апр. 2018 г., 17:38:33

Дорогой брат «мирянин», простите меня, что ввел Вас в грех осуждения святителя Афанасия (Сахарова), который в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых, ибо в цитате не одного слова от меня нет.

Мирянин

21 апр. 2018 г., 11:13:55

………………… Комментарий - Внимание, в РПЦ - народники в рясах
….. “Народники думали о народе, но (сами и дела их) были далеки от народа”.
….. Некоторые слуги, служители Бога, якобы, думают о Боге, но дела их обличают их, ибо дела говорят о том, что эти служители Бога - далеки от Бога, ибо им доставляет не огорчение, а радость - отказ от чтения в Духе и Истине (из сердца с чувством безмерного благодарения) акафиста самой Богоматери, ради исполнения буквы (устава).
….. Своими такими делами они отказываются от любого случая (а кто из верующих не знает, что случайностей не бывает, ибо всё – от Бога) всемерного и постоянного благодарения Богоматери, родившей Спасителя всех людей, уверовавших в Его Слово.
….. В голове не укладывается такое предпочтение, которое оказывают некоторые, якобы, служители Бога букве над Духом!
….. «Грустно, больно, скорбно, плакать хочется....», что в РПЦ есть такие духовные руководители, лучше было бы, чтоб таких буквопоклонников – якобы, служителей Бога не было бы ни одного в РПЦ, а все духовные руководители РПЦ любого сана предпочитали, при выборе, выбирать - исполнение Святого Духа, а не исполнение буквы.
….. «Я (священник Олег) думаю, в могиле повертываются и святитель Филарет, и наместники о. Антоний и о. Товия...» - от твоих слов священник Олег, так думает мирянин вместе с духоносными отцами Троице-Сергиевой Лавры, по благословению которых «на всенощной читали акафист Богоматери А завтра в Лавре будет (была) третья пассия»
P.S.
….. 1. “Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит … Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. “ [2 Кор. 3.6; 3.17]
….. 2. Древние святые отцы писали нам примерно так – “Если предстоит тебе выбирать, тогда из добра – выбирай большее добро, а из зла – меньшее зло”
….. 3. Священник Олег, ты, вопреки словам древних святых отцов и вопреки благословению духоносных отцов Троице-Сергиевой Лавры, публично сделал неправильный выбор, поэтому, если хочешь и можешь, – покайся также публично пред отцами и Богом, ибо кто из людей – без греха.
Мирянин.
21.04.18г.

священник Олег

20 апр. 2018 г., 13:01:20

Письмо свт. Афанасия (Сахорова) Л.И. Синицкой 27 окт. 1956г. пос. Петушки
"Сейчас понял, почему Господь не благословил мою затаенную мысль послужить сегодня в Лавре. Было бы большее огорчение и мне, и, может быть, другим. Сегодня у меня гость из Посада. Из разговора я узнал между прочим, что вчера в Лавре на всенощной читали акафист Богоматери. Скажите, по какому это Уставу? Благодарю Бога, что не пришлось мне присутствовать на таком коверкании Устава и нарушении всех Лаврских исконных традиций. А завтра в Лавре будет третья пассия. Еще лучше!... Я думаю, в могиле повертываются и святитель Филарет, и наместники о. Антоний и о. Товия... Меня просят редактировать Уставные указания, конечно, с целью возможного приближения к Уставу. Но нужно ли это? Если в Лавре Сергиевой такое пренебрежение к Уставу, что же говорить о других церквах?... Грустно, больно, скорбно, плакать хочется....

Мирянин

17 апр. 2018 г., 0:04:56

..................... Алэксандросу
….. Прости брат грех мой пред тобой, ибо сравнил справедливый твой ответ - “Может вам лучше к себе присмотрется? Может у вас недостаточно способности понимать?” - с ответом учеников, «которым нечего, кроме ответа о.Федора, ответить-сказать-написать.»
….. Мирянин.
….. 16.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 17:39:49

........................ Дополнение 2 к комментарию "О храмовой молитве"
..... Смотри комментарий - "Зачем православные приходят на службу в Храм" от 27 января 2018г. на сайте -
http://msobor.ru/comments/35

Мирянин.
14.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 15:17:40

………. Системный комментарий - «О храмовой молитве»
….. Все церковные, храмовые службы, включая пассии, содержат в себе молитвы, однако процессу совершения прихожанами храмовых молитв уделяется очень мало внимания.
……………….. Наблюдения и рассуждения:
..... 1. “Господь Бог не столько любит жить в рукотворных храмах, сколько любит и желает обитать в храмах нерукотворных.
..... Но, по правде сказать, иногда в рукотворных храмах Бог и не изволит обитать, это когда в храм собираются люди без благоговения и не имеющие страха Божия: пришли в храм на молитву, а между собой разговаривают о постороннем; осуждают, поносят и бесчестят ближнего; устами молятся, а умом думают о другом – жене, детях, богатстве; одни дремлят, другие уже замышляют скверное – убийство, прелюбодеяние.
..... Тогда поистине храм Божий становится не храмом Божиим, а вертепом разбойников, и от святого места, оскверняемого дурными словами и бесчинием, отгоняется благодать Божия, как пчела дымом. И можно тогда сказать, что нет там Христа, несть зде. Был, да прочь ушел. Воста, несть зде.
..... Если же всякий человек, православно верующий, - есть храм Божий, то во всяком человеке можно искать Христа. Но мало таких, в коих бы обитал Христос, как в храме Своем.” [1]
..... 2. “За каждой церковной службой стоящие в храме многократно слышат призыв: Господу помолимся “О мире всего мира, …”
..... Если стоящие в храме просили бы о том Бога из глубины души: “Господи помилуй!”, то конечно же Господь услышал бы и исполнил наше прошение.
..... А большинство стоящих в церкви только ушами слушает призыв к молитве, машинально кланяется, но не молет о том Всеблагого Господа. Грустное явление!” [2]
..... 3. Подменяется, на мой взгляд, сущность храмовой молитвы, ибо делается акцент на слушание произносимых хором молитв и на моление ”с миром в сердце ”, а не на то, что надо всем миром, т.е. всем присутствующим в храме, от всего сердца молиться Господу, потому что клир дает возглас - “миром Господу помолимся” (а не с миром либо в мире Господу помолимся).
..... Молиться “с миром в сердце” тоже надо, ибо кто не знает, что тот, кто имеет в сердце Святой Дух, тот имеет мир в сердце .
..... 4. Соборно молитвы: “Верую”, “Отче наш” – в некоторых храмах еще можно услышать.
..... 5. Преп. Серафим Саровский заповедал нам “куповать”, приобретать Святого Духа – духовный капитал.
….. Так вот, совсем по мирскому говорю, если в миру организуется компания, а нет такого человека, капитала которого было бы достаточно для ее организации, то необходимый капитал компании может быть собран – как сумма взносов мелких вкладчиков.
....Так и молитва (умом, словами) каждого прихожанина, произносимая им в храме, – есть тот суммарный духовный капитал церкви, которую и образуют эти молитвы. Но если все вкладчики совместно просят выполнить руководителя то, о чем они просят, тогда он их слушает очень внимательно и просьбу их выполняет. Прости меня Господи.
..... 6. Зачем нужен рукотворный Храм, Церковь – для совершения Таинств (Таинства можно совершать и вне рукотворного храма, что было); для совершения обрядов, что было; для храмовой молитвы.
..... 7. Сила Самсона была в количестве и длине его волос, а сила храмовой молитве - в количестве молящихся и силе Духа их молитв; только 3-5 волосков (певчих хора) лишают духовной силы Самсона (Храмовую молитву), а кому это надо?

P.S.
…..1. Соборная молитва в Храме - духовно важный вопрос, т.к. наша сила не в подвиге, ибо многие из нас уже немощны Духом, наша сила – в объединении нашего Духа в общей соборной молитве, произносимой (умом и словами) в рукотворном Храме.
….. 2. Дополнение: Письмо-комментарий от 19 сентября 2017г. Схиигумену Оптиной Пустыни Илии, Игумену Николаю [Парамонову] –
http://msobor.ru/comments/41?page=3&per-page=50
Сайт “Полный Православный Молитвослов” («О молитве») -
https://www.molitvoslov.com/text151.htm

[1] Уроки Благочестия. свт. Димитрий Ростовский..М. 1997г.
[2] Архиепископ Александр (Толстопятов) “Путь ко спасению [мысли и думы]” П.О. “Панагия”. Пермь. 1998г.

Мирянин.
08.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 15:09:28

…….. Ученикам и послушникам – информация для размышления
………. Частно-обобщенный ответ на комментарий Алэксандроса по проекту документа «Пассия как элемент современного православного богослужения», опубликованный 03.04.18г. на сайте –
http://www.bogoslov.ru/text/5771426.html

….. 1. Ответ о.Федора – вечен, ибо вечно будут у него ученики его, когда им нечего, кроме ответа о.Федора, ответить-сказать-написать.
….. 2. Древние иудеи, по послушанию своему первосвященникам, кричали Пилату: «Распни Его …. кровь Его на нас и на детях наших» [Мк.15.13 – 15.4, Лк.23.21, Ин.19.15; Мф. 27.25], современные послушники некоторых Патриархов, Епископов тоже уже назойливо пишут, примерно так, по своей сути: приди антихрист (единую церковь мы уже готовим тебе).
….. P.S.
….. 1. Адам думал, что он оправдается пред Богом, по причине своего послушания Богу и жене, ибо говорил Богу: «жена, которую Ты мне дал (а я, по послушанию Тебе, принял её), она дала мне от дерева (яблоко), и я (по послушанию жене своей) ел» (его), но был осужден вместе с женой, хотя и в меньшей степени. [Бытие 3.12]
….. Поэтому будут осуждены послушники Патриархов, Епископов, которые без духовного разумения – проверки на истинность и ложность всех высказываний Патриархов, Епископов словами Иисуса Христа и Его Апостолов - повторяют все их слова другим, думая, что им, за ложные слова Патриархов, Епископов, не придется отвечать пред Богом.
….. 2. «… кто слушает совета, тот мудр» [Прит. 12.5]
….. 3. Русская народная мудрость – пословица говорит примерно так: «Одни - учатся на своих ошибках, другие – на ошибках других»
………. Дополнение
….. Закрепим для лучшего обоснования и запоминания выше написанного на конкретном примере, на практике – смотри комментарий-отзыв от 25 сентября 2017г., который опубликован на сайте -
http://msobor.ru/comments/41?page=3&per-page=50
….. Комментарий называется так:
………………….... Отзыв мирянина на статью Митрополита
………………….. Месогейского и Лавреотикийского Николая
……………… «Духовный опыт истинный и ложный»
….. Содержание статьи опубликовано на сайте –
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/42300.htm

Мирянин.
08.04.18г.; 14.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 14:33:10

…………… Предложение по проекту документа (ПД)
…..….. Учитывая содержание предыдущего комментария, предлагается:
............... заменить фрагмент текста ПД:
….. «Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным. В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться в соответствии с одной из нижеизложенных схем.»
…............ на следующий фрагмент текста:
….. "«Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным» или запретительным, поэтому они могут, впервые начать совершаться по произволению священника и прихожан каждого прихода РПЦ «в соответствии с одной из нижеизложенных схем».
….. «В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться» в соответствии со сложившейся схемой их совершения."
Мирянин.
07.04.18г.; 14.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 14:13:02

…………….. Ассоциативный комментарий словами Апостола Павла
….. «Кто ест (служит пассии и/или присутствует на них), не уничижай того, кто не ест (не служит пассии и/или не присутствует на них); и кто не ест, не осуждай того (и не запрещай ему), кто ест, потому что Бог принял его.
… Кто различает дни (понимает “православное богослужебное совершенство” - исполнение Закона (необходимой последовательности церковных песнопений, например, как законник-фарисей), для Господа различает; и кто не различает дней (не понимает сего и не ищет этого совершенства, а ищет неформального, своего личностного общения с Богом в молитве для исповедания Ему своей духовной нищеты и отступлений от исполнения Заповедей Христа, как мытарь), для Господа не различает.
… Кто ест (читает Евангелие во время пассии), для Господа ест (Его читает), ибо благодарит (этим своим духовным утруждением) Бога; и кто не ест (не читает, не участвует в пассии), для Господа не ест, и благодарит Бога» (другими своими духовными делами и словами - келейной, домашней молитвой; келейным чтением Евангелия и …). [Рим.14.3; 14.6]
….. P.S.
….. 1. Духовно не полезно поступил Моисей (как сказал ему Бог, в одной древней притче), когда по его словам один верующий бедуин лишился Веры в то, что Сам Бог пьет его молоко, которое только и мог он Ему дать как свое благодарение, благословение, за все, что Он для него и для других верующих сделал, делает и будет делать.
….. 2. «Не судите по наружности (по букве), но судите судом (духовно) праведным» (по Духу) [Ин.7.24]
….. 3. «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну» [Рим. 14.13] и не подавать братьям и сестрам повода к умалению их Веры, духовных слов и дел.

Мирянин.
03.04.18г.;

Максим Ермолаев

31 марта 2018 г., 18:10:37

Здравствуйте!
Хочется отметить, что в наше время пассия является как бы "компенсацией" для тех прихожан, которые не могут присутствовать за богослужениями Страстного Четверга и Страстной Пятницы. Многие прихожане работают, тогда как график богослужения часто живёт своей жизнью, не учитывая реальною возможность присутствия прихожан на тех или иных службах, даже если Богослужения Страстной Седмицы. Поэтому в обсуждаемом документе, возможно, следует также ввести рекомендации по совершению служб Страстной Седмицы, чтобы как можно у большего числа прихожан была возможность их посетить. Возвращение к уставному их совершению вряд ли возможно в наше время, да и вряд ли будет возможно в будущем, однако некоторые подвижки, наверное, возможны.

Также в документе необходимо отразить саму логику появления и служения пассий в Русской Православной Церкви. В настоящее время пассии являются внеуставным богослужением и логика их включения в круг богослужений Постной Триоди полностью отсутствует. В связи с этим, возможно, необходимо пересмотреть и устав служения пассии. В настоящий момент пассия является как бы краткой выдержкой из богослужения Страстной Пятницы, что не совсем корректно. Чтение Евангелия хотя и не предусмотрено в составе будничного богослужения Великого Поста (да и вечерни в принципе), однако хоть как-то вяжется с уходящим воскресным днём, богослужения которого содержат евангельские чтения.

Однако использование в чине пассии песнопений Страстной седмицы нивелирует её значение в богослужебном круге (зачем идти на службы Страстной, если на пассии уже всё услышал), а также на самом деле разрушает логику развития великопостных богослужений. Человек, как бы пережив несколько раз Страстную Пятницу на пассии, уже по-другому будет относится к ней непосредственно при совершении богослужений Страстной Пятницы. Хотя, возможно, имеет место и положительный эффект, когда люди, ознакомившись с частью песнопений Страстной седмицы на пассиях, лучше понимают и воспринимают их при непосредственном совершении богослужений Страстной седмицы. Но этот эффект можно назвать "побочным", и, возможно, лучше бы было рекомендовать проводить специальные занятия с прихожанами, объясняющие содержание и смысл песнопений богослужений Страстной.

Андрей

30 марта 2018 г., 20:11:32

"Последование пассии включает в себя отдельные песнопения служб Великого пятка и Великой субботы, что нарушает внутреннюю логику последовательности великопостных богослужений,...При этом тема страстей Христовых звучит в ежедневном постовом богослужении и в умилительных покаянных стихирах, и в тропарях великопостных часов, и в ветхозаветных пророчествах.
В связи с изложенным, священнослужители призваны иметь попечение о благоговейном и ревностном совершении уставных богослужений Великого поста и Страстной седмицы, побуждая прихожан к возможно более полному и осознанному участию в них.
Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным." - вполне согласен, что пассия вносит диссонанс, т.к. Триодь постепенно готовит нас войти в Страстную Неделю. Она, может быть, оправдывает себя в качестве некоего баланса для человека, обратившегося от унии к Православию, но для человека традиционно пребывающем в Православной Церкви, она оказывает, будем говорить, "медвежью услугу". Чтение Евангельских зачал, все таки, более гармонично вписываются в постовую службу, чего нельзя сказать о пассии. Спасибо.