Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

KevinZig

22 июня 2018 г., 22:48:05

the first reply was good...those are lovely topics.
however it will be better to post them cours bitcoin little by little in order of event and timing.
Also, try associate your forum with popular trends in sport, entertainment, news and more!

священник Алексей Шляпин

19 июня 2018 г., 1:28:13

Не понимаю, где модераторы? Почему администрация сайта не реагирует на глумливое пустословие в темах?! Удалите уже эти словесные испражнения шутов и скоморохов в серьёзных темах!

JohnnyRub

16 июня 2018 г., 1:22:57

http://24kwy.com/forum/showthread.php?tid=346504&pid=607377#pid607377
http://dev.52kids.com.cn/forum.php?mod=viewthread&tid=148459&extra=
http://livetv2stream.info/forum/viewtopic.php?f=4&t=118275
http://bbs.huihaijob.com/forum.php?mod=viewthread&tid=3289&pid=6022&page=99&extra=page%3D1#pid6022
http://bbs.onmyojigame.com/thread-114870-1-1.html

Richardcrelt

15 июня 2018 г., 1:53:42

[url=https://www.wirisi.com]best place to buy boots[/url]

HerbertRak

13 июня 2018 г., 16:48:34

Прикольные слова


-----
ввгнг | https://vip-techno.com.ua/

WilliamTivaf

12 июня 2018 г., 11:41:09

Я знаю, как нужно поступить, пишите в личные


------
новые схемы заработка

Stacyspent

12 июня 2018 г., 11:29:37

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения.


------
купить диплом с занесением в реестр

JosephZex

12 июня 2018 г., 11:15:11

Если знаменитый, но старый ученый утверждает, что нечто возможно, он почти определенно прав.


-----
купить справку для академического отпуска | http://criminalsity.club/

Davidswact

08 июня 2018 г., 11:06:17

Совесть исключительно хорошо воспитана и вскоре перестает обращаться к тем, кто не желает ее слушать.


-----
кредит на карту украина | https://kreditinua.com/

GuestLoora

07 июня 2018 г., 15:34:17

guest test post
bbcode
html
http://temresults2018.com/ simple

Danielgeort

05 июня 2018 г., 12:40:31

Курение позволяет верить, что ты что-то делаешь, когда ты ничего не делаешь.


-----
онлайн туры | https://kiprus.pro/

Wendellknite

04 июня 2018 г., 18:01:01

Эх, опоздал чуток


------
телефон гонконг | https://tel-number.ru

RichardSeity

31 мая 2018 г., 15:35:59

Извините, не в тот раздел.....


------
брошь с жемчугом | https://modaway.ru/

Howardastob

30 мая 2018 г., 22:50:03

Браво, какие нужные слова..., замечательная мысль


------
зимние кроссовки женские рибок купить в москве
| http://www.reebokclassic.ru/

DonaldSut

29 мая 2018 г., 14:13:39

Я думаю, что Вы не правы. Давайте обсудим это. Пишите мне в PM.


-----
вход в зеркало mostbet | https://gandikapper.ru/

Мирянин

19 мая 2018 г., 21:49:50

………………………….. Рекомендация-предложение
….. Рекомендую-предлагаю, исходя из своего опыта, представленного содержания комментария протоиерея Константина Буфеева и возможной духовной пользы, Председателю Межсоборного присутствия кооптировать-включить (или привлечь для выполнения соответствующей работы) протоиерея Константина Буфеева в состав комиссии Межсоборного присутствия по дальнейшей обработке замечаний-комментариев и формированию скорректированного проекта документа «Пассия как элемент современного православного богослужения».
Мирянин.
19.05.18г.

Мирянин

19 мая 2018 г., 12:45:28

….. Нельзя не отметить четкость, логичность, краткость представленного комментария протоиерея Константина Буфеева, без лести можно утверждать, что среди комментариев, опубликованных в Интернет, возможно, только единицы - подобных комментариев.
….. Однако, на мой взгляд, не со всеми высказываниями автора можно в полной мере согласиться
….. 1. Цитата. “Подчеркнём: пассия не просто «добавляется», но конкурирует с «более спокойными» службами – воскресной Литургией, всенощным бдением, великопостным чинопоследованием. Своей яркостью пассия затмевает и умаляет значение уставного богослужения. В этом заключается её несомненный духовный вред.”
….. Логический ассоциативный пример
(вытекающий из содержания цитаты и доведенный продолжением, расширением границ ассоциативного применения логики автора до абсурдного утверждения):
….. Если праведность духовной жизни мирянина «Своей яркостью … затмевает и умаляет значение … (духовной жизни священника, уставно рукоположенного, тогда). В этом заключается её (пассии; духовной жизни мирянина) несомненный духовный вред”, поэтому следует запретить не только пассии, но и запретить мирянам вести более, духовно праведную, жизнь, чем духовная жизнь, которую ведут уставно рукоположенные священники и архиереи!?
….. 2. В основе приведенных в содержании комментария используется повсеместно содержание Типикона, и это правильно, так как пассии – церковные службы, а для всех церковных служб уставом является Типикон.
….. Однако, на мой взгляд, исполнение церковных служб, в соответствии с Типиконом, не является необходимым и достаточным для того, чтобы сделать его исполнителей – святыми, ибо тогда все певчие и литургисающие священники автоматически были бы святыми, что явно, даже близко к этому, не наблюдается.
….. Святыми, а это максимальная цель каждого верующего, делает не исполнение церковных молитвенных правил, а жизнь по заповедям, по проповедованному Иисусом Христом Духу, вместо жизни по букве (строго установленным правилам, например, 10% - на Церковь, статьям закона, устава, включая устав для совершения церковных служб).
….. Ещё поясню, как сам понимаю. Ветхий Завет – содержит требования Закона. Новый Завет – содержит необходимые, но не обязательные, а по мере сил для каждого человека добровольного, произвольного исполнения заповедей Духа, которые не имеют количественных (уставных) исходных и конечных показателей, например, как «две лепты вдовы …».
….. Так что же получается, всё – без всяких правил делать, без всяких уставных требований? Да не о том здесь написано, а о том, что при рассмотрении любого духовного вопроса, включая совершение пассий, необходимо подходить, во-первых, духовно (по Духу) – по Евангелию, а уже потом, по уставу (по букве) – по Типикону и другим документам, ибо «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.» [2Кор. 3:6]
….. Именно, в этом, в общем, и состоит мое несогласие с автором данного комментария и, в целом (см. другие комментарии), с текстом предложенного проекта документа (ПД).

Мирянин.
19.05.18г.

Протоиерей Константин Буфеев

15 мая 2018 г., 22:18:09

Протоиерей Константин Буфеев

К дискуссии о служении пассий
Отзыв на проект документа
«Пассия как элемент
современного православного богослужения»,
созданный комиссией Межсоборного присутствия
по богослужению и церковному искусству

Представленный документ вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении: «В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться в соответствии с одной из нижеизложенных схем» (т.е. «с акафистом», «без акафиста» и «без чтения Евангелия»).
Однако этот вывод выглядит неожиданным, поскольку никак не вытекает из содержания документа.
Ни одного аргумента «за» пассию проект документа не содержит. Доводов же «против» пассии (как явных, так и прикровенных) в нём можно насчитать немало.
Примечательно, что никакой «новой нормы», которую можно было бы включить в гипотетический «Новый типикон», документ не предлагает, констатируя лишь, что чин совершения пассии «не имеет единообразия».
Отмечается, что пассии «получили широкое распространение в Русской Православной Церкви», а также, что их совершение «не предусмотрено богослужебным уставом». Следовательно, речь идёт об анализе такого явления, как массовое отклонение богослужебной практики от нормы действующего Типикона.
Самым слабым в проекте документа является то, что в нём отсутствует духовная оценка пассии как нового богослужебного феномена. Остаётся непонятным, чем пассия хороша (а значит – оправдана!) и чем плоха (а значит – не может быть оправдана!). Восполним этот изъян.

1. Начнём с позитива. Что в пассиях хорошего?
Распространено мнение, согласно которому пассия представляет собой доступный всем верующим способ «сердечно помолиться». В пассиях, бесспорно, присутствует элемент «умиления». Можно даже сказать, что смысл пассии сводится к возгреванию чувственных эмоций по поводу переживания Страстей Христовых.
Евангельские зачала, повествующие о Страданиях Господа… Зримый образ большого Распятия посреди храма… Распев, как в Великий Пяток: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди!..» Благоговейное чтение акафиста... Можно тихо поплакать и даже порыдать…
Однако за всей этой «чувственностью» и «умилительностью» скрывается не православная, а католическая духовность. Налицо некий болезненный перегиб, чуждый святоотеческой традиции, но нашедший себе «благоприятную» почву в западной мистике и западной душевной молитвенной практике. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл подобное «благочестие» одной из форм духовной прелести, то есть искажением аскетической нормы Православия.
Таким образом, выражение: «пассия – это хорошо» может быть дополнено маленьким уточнением: «…хорошо, как у католиков».

2. Документ верно указывает на истоки пассий. Начало их проникновения в нашу Церковь зафиксировано ещё до Переяславской Рады, в 1629 году в Киеве, когда Украина входила в состав католического государства, и православная вера находилась под сильнейшим давлением униатства.
Таким образом, следует ясно осознавать католическое («греко-католическое») происхождение пассий.

3. Наша оценка подтверждается и иными словами разбираемого документа: «пассия воспринималась как местный обычай юго-западных (т.е. униатских) епархий».
Коль скоро это так – нет повода поощрять введение униатской практики в России. Вопрос о «дозволении» или «недозволении» антиуставных пассий может рассматриваться только для юго-западных епархий, где сильно (а в последние годы, увы, стало ещё сильнее) влияние униатства.

4. Это находит косвенное подтверждение также и в следующем свидетельстве документа: «Русская Православная Церковь Заграницей не содержит пассий в своём приходском обиходе».
Примечательно, что в современной Америке проведение пассий характерно для «карпаторосских» новостильных приходов Американской Автокефальной Православной Церкви, а не для приходов РПЦЗ, ориентирующихся на традиционные формы благочестия.

5. Главное ядро пассий – акафист «Божественным Страстям Христовым» – составлен в середине XIX века. Это было время массового сочинительства акафистов, когда синодальные органы церковной цензуры буквально не справлялись с лавиной кое-как состряпанных текстов. Эпидемия подражательного псевдолитургического творчества происходила на фоне явного упадка уставного богослужения во многих приходах и монастырях. Качество духовных гимнов было, как правило, на весьма невысоком поэтическом и догматическом (!) уровне. Новые «творения» не сопоставимы ни с такими шедеврами, как «Взбранной Воеводе» и «Иисусу Сладчайшему», ни с классическими акафистами «Успению Пресвятой Богородицы» и «Святителю Николаю». Созданием акафистов в XIX веке занялись многие – от архиереев до малограмотных женщин, не знающих, что «радуйся!» по-гречески означает «здравствуй!».
Мы не ставим своей задачей давать оценку какому-либо отдельному акафисту, появившемуся в дореволюционные годы, ни, тем более, «всем» тогдашним акафистам, ни, в частности, творению святителя Иннокентия Херсонского – акафисту «Божественным Страстям Христовым». Достаточно сказать лишь, что всё это творчество, очевидно, следует относить к категории «душевного», а не «духовного». Уточним: «душевное» означает не «плохое», но – «не соответствующее уровню православного храмового богослужения».

6. В документе засвидетельствовано: «В начале XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться в чинопоследование пассии».
Не было ли это нововведение одним из литургических проявлений общего церковного кризиса предреволюционной эпохи? Не следует ли рассматривать эту «творческую инициативу», как один из актов тогдашней печально известной обновленческо-реформаторской деятельности?
Как известно, уставным является лишь единственный акафист «Взбранной Воеводе», воспеваемый на утрене в субботу 5-й седмицы Великого поста. Все остальные исполняемые в храме акафисты имеют необязательное или, лучше сказать, «требное» значение.
Пассия с акафистом «Божественным Страстям Христовым», проводимая четырежды за Пост, воспринимается вовсе не как «треба» и даже не как дополнительный молебен «для желающих». В тех храмах, где пассия укоренилась, она, несомненно, имеет статус «богослужения». Причём такого значимого и яркого, что оно конкурирует со службой Похвалы Пресвятой Богородицы в Субботу акафиста. И каждый раз (четверократно!) подавляет её, предлагая альтернативу уставному акафисту.

7. В документе сказано: «В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения».
Годы гонений никак не могут рассматриваться, как время, благоприятствующее развитию богослужебного творчества. То была эпоха литургического упадка, когда Церковь не развивалась, а пыталась выжить, причём с огромными невосполнимыми потерями.
При массовых арестах духовенства и закрытиях храмов благочестивые люди переносили молитвенный акцент на келейные «катакомбные» формы. При таком домашнем богослужении акафисты более уместны и оправданы, чем, к примеру, служение уставной вечерни и утрени.
На храмовое богослужение заметное влияние оказали два фактора. Во-первых, проникновение обновленческих тенденций (чему способствовала как политическая ситуация в стране, так и внутрицерковные болезни). Во-вторых, в послевоенные годы во многих российских храмах на месте репрессированных священников оказались выходцы из Западной Украины – носители униатской традиции пассий.
Не объясняется ли отмеченное «широкое распространение» пассий действием этих двух ощутимых поныне факторов?

8. Приведём следующую цитату из документа, с которой мы, безусловно, согласны: «Последование пассии включает в себя отдельные песнопения служб Великого пятка и Великой субботы, что нарушает внутреннюю логику последовательности великопостных богослужений».
Священные тексты упомянутых песнопений Церковь использует в одном-единственном случае – когда совершается реальное переживание Страданий и Смерти Христа Богочеловека. А именно – в Великий Пяток, в тот день, когда мы ежегодно воспоминаем это уникальное неповторимое и спасительное событие. В иные дни года – в праздники, в будни, в посты – эти тексты и соответствующие им распевы не применяются.
Уместна аналогия с Пасхой и другими крупными праздниками. Кроме Светлой Седмицы, согласно Типикону, никогда не проводится богослужение с открытыми царскими вратами. После отдания Пасхи господская плащаница непременно снимается с престола. Это – нормы, узаконенные в Православной Церкви. Нарушать их никому не позволительно. Никто не поёт рождественские песнопения без связи с Рождеством Христовым или успенские стихиры без связи с Успением Пресвятой Богородицы.
Почему же песнопения Великого Пятка кое-кто считает допустимым исполнять в дни, когда Церковь воспоминает совершенно иные события?
Подобная практика весьма серьёзно искажает «внутреннюю логику и последовательность» Постной Триоди.
Отмеченные нарушения касаются как Страстной Седмицы, так и Великой Четыредесятницы.

9. Страстная Седмица.
Дни предпасхальной Седмицы перестают быть неповторимым молитвенным периодом церковного года. Благодаря пассиям важнейшие элементы страстного богослужения дублируются неоднократно и несвоевременно. Растворяясь в долгих неделях Великого поста, они становятся привычными и теряют свою уникальность.
Это касается и используемых в богослужении распевов. Страстные распевы Великого Пятка – «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди!» не встречаются в другие дни церковного года.
То же можно сказать про содержание и мелодическое решение стихир «Тебе, одеющагося» и «Приидите, ублажим Иосифа».
В пассиях названные стихиры и названные распевы используются сознательно, и это умаляет значение Православного богослужения Великого Пятка и Великой Субботы.

10. Великая Четыредесятница.
Включение пассии в богослужение Великой Четыредесятницы серьёзно нарушает стройный цикл седмичного богослужения, определяемый Постной Триодью. Согласно Типикону, ритм Великого поста должен быть следующим. В Прощёное воскресенье вечером мы входим в первую седмицу Поста. Строго и аскетично проводим её – с земными поклонами, с особым богослужебным чином, исключающим Евхаристию, с использованием специального постового распева…
Далее следуют день седьмый (как дань ветхозаветному Божьему установлению о субботнем покое) и день осьмый (как утверждение главного содержания веры христиан в Господа Воскресшего), в которые служится Божественная литургия. В эти два дня пост ослабляется: поклоны упраздняются, дозволяется пища с елеем и вином. Между прочим, в воскресный день, согласно Типикону, положены две трапезы: после Литургии и после вечерни (для сравнения, в будние дни Поста предусмотрена лишь одна трапеза после вечерни).
После двух дней «передышки от поста» в неделю вечером, по Уставу, положены краткая лаконичная вечерня и малое повечерие. Это – самые короткие и лёгкие службы за всю седмицу. Одновременно с тем, это – подготовка к аскетическому подвигу перед очередной постовой седмицей.
Пассия искажает этот седмичный круг.
Пассию никто не назовёт службой «переходной». Это – впечатляющая «мистерия». В результате её служения в седмице возникает иной притягательный смысловой акцент, требующий от верующих напряжения сил и внимания. Далеко не каждый выдержит полноценное участие в Литургии, всенощной, а плюс к тому ещё, как обязательная добавка – и в пассии! Кто-то из прихожан выберет пассию вместо Литургии, кто-то – вместо всенощной, кто-то предпочтёт пассию и Литургии, и всенощной. И этот перекос неизбежен. Для семейных людей надо когда-то отдыхать, когда-то заниматься домашним хозяйством…
Подчеркнём: пассия не просто «добавляется», но конкурирует с «более спокойными» службами – воскресной Литургией, всенощным бдением, великопостным чинопоследованием. Своей яркостью пассия затмевает и умаляет значение уставного богослужения. В этом заключается её несомненный духовный вред.

11. О порядке евангельских чтений.
Документ справедливо отмечает: «Чтение Евангельских зачал не соответствует нормам устава, который не предполагает включение текстов Нового Завета в великопостное будничное богослужение».
Это действительно так.
Но следует сделать важное добавление. Речь должна идти не о новозаветных чтениях «вообще», но об особых евангельских чтениях, именуемых Страстными. Они никогда не назначаются в качестве рядовых или праздничных. Согласно Типикону, они читаются в один исключительный день – в Великий Пяток на службе 12 Страстных Евангелий и Часах.
Единственное исключение представляют собой, пожалуй, лишь «длинные» литургические чтения в понедельник, вторник и четверг Сырной седмицы, которые можно, в известном смысле, рассматривать как «заговенье на слушание Нового Завета» накануне Великой Четыредесятницы. Во всяком случае, распространять тему Страстных Евангелий на произвольные дни (в частности, почему-то, на постовые воскресенья) Типикон не позволяет. И делать этого не следует.
Уместна аналогия с 11-ю воскресными зачалами, которым Типикон определяет исключительное место в «столпах евангельских» и которые также не должны читаться в иные дни, даже «аще изволит настоятель».

12. Иногда пассию пытаются оправдать как средство «подготовки» верующих к Страстной Седмице.
Однако этот мотив не знаком традиции Православной Церкви, и даже противоречит ей. Как нет никакого «предпразднства» у Пасхи, так нет и не может быть никакого «предпразднства» у Великого Пятка (во отличие, например, от Рождества Христова).
Поэтому серьёзным духовным искажением следует считать восприятие Великой Четыредесятницы как «подготовку» к теме Страстей. Это совершенно не связанные между собой по содержанию периоды. Четыредесятница – время, когда человеку следует осознать свою ветхую падшую природу, очистить свою душу покаянием, увидеть свои страсти и научиться бороться с ними. В эти дни, согласно Типикону, Евангелие на буднях не читается. Зато помимо ветхозаветных чтений (Псалтирь, Бытие, Исайя, Притчи) назначаются уставные аскетические чтения преподобных отцов Ефрема Сирина, Феодора Студита и Иоанна Лествичника, а также Лавсаик. Это особое (может быть – единственное!) время года, когда следует размышлять не о Христе как Новом Адаме, но плакать о себе как ветхом адаме.
На Страстной Седмице, напротив, следует «забыть о себе» и погрузиться со всей Церковью в тему Искупительных Страданий Господа.
Пассия, проводимая во время Великой Четыредесятницы, дезориентирует христиан, несвоевременно предлагая тему Страданий Христовых. Пассия Постом столь же неуместна, как в любое другое время церковного года.
Единственный день в году, когда пассия могла бы быть оправдана – Великий Пяток. Но в этот день уставное православное богослужение столь полно и проникновенно, что для пассий просто не остаётся места. Она оказывается лишней и избыточной (не говоря уже о её «неконкурентоспособности» со службой 12 Евангелий, Часами Великого Пятка и прочими службами).

13. Как мы видим, пассия заметно искажает и годовой, и седмичный, и суточный круги богослужения. Фактически введение пассий в церковный обиход означает ломку всего строя уставного православного богослужения. Поясним сказанное следующим наблюдением.
О Воскресении Христовом Церковь напоминает нам в течение всего года: каждая неделя, даже в Великую Четыредесятницу – это «малая Пасха». О страданиях Христовых православные вспоминают один раз в году – в Великий Пяток на Страстной седмице. И искажать это, хранимое Типиконом, соотношение не следует никому.
Служение пассий неоправданно разрушает эту совершенную пропорцию, неоправданно увеличивая тему «человеческих страданий» Спасителя за счёт темы «Божественного Воскресения».

Заключение.
Итак, «за» пассию документ не приводит ни одного довода. «Против» же пассии, как мы убедились выше, – целый ряд. Какой же удивительный вывод делают из этого авторы, уважаемые члены Комиссии Межсоборного Присутствия?
– «Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным»!
Вместо того чтобы восстановить нарушенный с конца XIX века порядок в Церкви и привести богослужение в соответствие с уставной нормой, вместо того чтобы указать на Типикон как на книгу, регламентирующую православное богослужение, вместо того чтобы призвать архиереев с отцами благочинными и настоятелями к радению о соблюдении правильного чинопоследования – нам предлагают утешаться тем, что совершение неуставных служб (пока) «не следует считать обязательным»…
Скоро мы станем радоваться тому, что «необязательным» будет признано служение на русском языке, как и многие другие распространившиеся в современной церковной практике модернистские нововведения (вроде «необязательной» литургии ап. Иакова или «необязательных» эстрадных и спортивных представлений в освящённом храме). «Необязательным» скоро будет признаваться нарушение законных и обязательных для всех требований Типикона.
Для того чтобы наша мысль была понята до конца, проведём аналогию с Уголовным кодексом или любым другим сводом Законов (не исключая 10 заповедей Моисеевых). Предлагаем дать оценку следующей позиции:
– Учитывая, что некоторые преступления (убийства, кражи, разврат и т.п.) явно противоречат Закону, «их совершение не следует считать обязательным»…
Но, может быть, всё-таки было бы правильнее не потакать развитию «неуставных» (т.е. незаконных) чинопоследований, а, как сказано в известной крыловской басне, «власть употребить»?..
К примеру – указать на духовную порочность пассий, на желательное их искоренение из церковного обихода и на недопустимость их служения в Русской Православной Церкви (кроме, возможно, отдельных епархий Западной Украины).
Отрадно, что проект документа напоминает о здоровой духовной норме: «Священнослужители призваны иметь попечение о благоговейном и ревностном совершении уставных богослужений Великого поста и Страстной седмицы, побуждая прихожан к возможно более полному и осознанному участию в них».

священник Алексей Шляпин

10 мая 2018 г., 19:30:40

клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии РПЦ

Мой официальный отзыв

Во-первых, следует заметить, что Богослужебный Устав (Типикон) – это не вселенская, а поместная норма, область компетенции поместной Церкви. Т. е. священноначалие поместной Церкви вправе формировать и изменять Богослужебный Устав в границах соответствия Преданию Вселенской Церкви. Поэтому в принципе совершение пассии по благословению священноначалия допустимо и не является каким-то каноническим нарушением.

Вопрос – в другом. Дело в том, что на приходах Устав исполняется не полностью, и мера посещения Богослужений каждым конкретным человеком определяется не объёмом Устава, а количеством времени и возможностью этого человека. Поэтому очевидно, что совершение пассий не дополняет, а подменяет уставной круг Богослужения в ущерб тем назидательным смыслам, которые содержат уставные Богослужения периода Четыредесятницы. Конкретно. Две части Великого поста,- собственно Четыредесятница и Страстная седмица, – это собственно два различных по смыслу поста. Смысловой акцент Четыредесятницы – на личном приготовлении Христианина к Празднику Пасхи. Смысловой акцент Страстной седмицы – на воспоминании самих Страданий Христа. И то, и другое важно в своё время и по своему значению. Возникает вопрос: какой смысл внедрять в Богослужебный круг дополнительные чинопоследования сверх Устава, если сам Устав исполняется на приходах не полностью и если каждый конкретный человек практически не может охватить весь объём уставного Богослужения? Насколько целесообразно подменять уставные Богослужения, имеющие свои важные назидательные,- покаянные,- смыслы? Не лучше ли это время использовать на то, чтобы исполнять уже данный и выверенный временем Устав?!

Так что, тенденция документа,– ориентир на более ревностное отношение к уставным Богослужениям, а не поощрение такого неуставного нововведения как пассия,– верна.

Вообще, в Богослужебной практике нашей поместной Церкви есть такая нелепость, когда уставные части Богослужения сокращаются и опускаются, и в то же время, в Богослужение произвольно внедряются неуставные элементы, местные обычаи в зависимости от предпочтения и понимания настоятеля, либо в угоду невежественным предпочтениям народа.

Например, когда на вечернем Богослужении опускается Псалтирь, библейские песни канона (очень прекрасные и назидательные, проводящие ум по Свящ. Писанию, которые не стоило бы опускать в течении всего года, а не только Великим постом) и др. части, и в то же время, например, в полиелей произвольно вставляется акафист. Или когда Литургия совершается второпях, и в то же время наполняется и окружается такими неуставными или необязательными элементами как заупокойная ектения в неположенные дни, молебен, лития или панихида после Литургии, нескончаемое чтение поминовений и т. д.

До некоторых границ можно понять, когда уставное Богослужение, рассчитанное на монастырскую практику, на приходах сокращается. Здесь понятен мотив – немощь и занятость. Но как понять, когда, сокращая уставные части Богослужения под предлогом "немощи и занятости", в то же время его искусственно увеличивают неуставными произвольными вставками?! Здесь поистине отнимается всякий уважительный мотив, всякое оправдание. Ведь, если наполнение Богослужения неуставными вставками вызвано (как считают) "благоговением", тогда спрашивается, почему то же благоговение не побуждает в первую очередь сохранить изначальные уставные элементы Богослужения?! И с другой стороны, если сокращение уставных элементов Богослужения вызвано "немощью и занятостью", тогда спрашивается, куда девается ссылка на "немощь и занятость", когда в Богослужение произвольно внедряют неуставные элементы, явно удлинняя его?! Т. о. уничтожаются оба мотива, т. к. противоположное отношение к Богослужению взаимно обличает друг друга. Сокращение уставных частей Богослужения лишает ценности мотив "благоговения" при произвольном наполнении его неуставными элементами, вернее, показывает, что подлинным мотивом здесь является не благоговение, а своеволие, собственное предпочтение. И с другой стороны, произвольное внедрение в Богослужение неуставных элементов лишает убедительности мотив "немощи и занятости" при сокращении уставного Богослужения. Как может быть убедительной для Бога ссылка на "немощь и занятость" в ущерб уставу Церкви, когда мы сами пренебрегаем этой самой "немощью и занятостью" в угоду своим произвольным предпочтениям?! Это явное лицемерие.

Получается по Евангелию: "Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали" (Лк. 7, 32). Когда речь идёт об уставном Богослужении, оно оказывается для нас слишком длинным. Когда же дело касается собственных предпочтений, нам уставного Богослужения не достаточно. Такое отношение к Уставу само себя обличает.

Более того, для практики Русской поместной Церкви характерно какое-то прагматичное, суетливое отношение к Богослужению, когда люди зачастую пренебрегают важнейшим,- Литургией, Причастием на Литургии, собственно молитвой,- и в то же время гонятся за дополнительным и менее важным,- заказывают бесконечные молебны, панихиды, поминовения и т. д. Т. е. стремятся охватить как можно больше по количеству, пренебрегая качеством в отношении важнейшего. А настоятели и духовенство потакают такому прагматичному, поверхностному, суетливому отношению к Богослужению. Тогда как следует призывать народ к более ревностному отношению к самой Литургии и уставному Богослужению, сосредоточиться на Евхаристии и молитве, а не наполнять суточный круг Богослужения и сами Богослужения бесконечными дополнениями, тем самым отвлекая от самого важного и потакая обрядоверию и суете.

Т. о. вопрос шире, чем только о пассии. Требуется обратить внимание вообще на эту несообразность,- произвольное и противоречивое, непоследовательное отношение к Уставу и Богослужению. Если немощь и занятость побуждают некоторым образом сокращать уставное Богослужение в приходской практике, тогда надо, во-первых, очертить границы и последовательность возможного сокращения, во-вторых, запретить произвольное внедрение в Богослужение неуставных элементов и местных обычаев. Если же кто ревнует о благоговении, пусть старается соблюдать Устав. Т. е. пусть проявляет благоговение в границах послушания Церкви, т. е. подлинное благоговение, а не своеволие и произвол под видом благоговения.

Короче говоря, следует запретить вставлять в Богослужения и в суточный круг неуставные элементы и чинопоследования. А в отношении допустимых чинопоследований, не относящихся к суточному кругу,- таких как молебны, панихиды в положенные Уставом дни и в допустимое Уставом время,- рекомендовать умеренное и сдержанное к ним отношение в предпочтение уставного Богослужения, относящегося к суточному кругу, и в первую очередь Литургии и Евхаристии.

Кроме того, упущен ещё один важный аспект.

Церковь – одна. Соотв-но, в Церкви должна быть тенденция к единству между поместными Церквами, а не к поместному разделению. А целям единства служит стремление к единообразию (унификации), а не поощрение поместных особенностей и различий. Т. е. даже в том, что относится к области компетенции поместной Церкви, должно быть как можно меньше поместного, отличного от других поместных Церквей, поместных особенностей. Т. к. они способствуют именно отчуждению и разделению между поместными Церквами.

Поэтому, не надо вводить в Устав и практику Русской поместной Церкви чинопоследования и особенности, не присущие другим поместным Церквам. Даже в том, что относится к области компетенции поместной Церкви, в т. ч. в Богослужебном Уставе, надо стремиться к унификации с другими поместными Церквами. Т. е. ориентироваться на практику древней Церкви и других поместных Церквей. Такой подход более способствует тому, чтобы практика Русской поместной Церкви отражала Предание Вселенской Церкви, а не превратилась в поместный культ (чему пример Армянская поместная церковь в расколе или старообрядцы). Т. е. такой подход,- стремление к унификации с другими поместными Церквами,- способствует единству со Вселенской Церковью.

В этом аспекте введение в Богослужебную практику нашей поместной Церкви пассии, не присущей другим поместным Церквам, видится нецелесообразным и неправильным.

SimonHix

29 апр. 2018 г., 8:01:34

Hi !
The up and coming unemployment rank is now at one alarming history. Actually, normally there are usually lots together with factors fallacious a small business simultaneously. Who won't need extra money today?
Try more study before putting their signature to up. Well then he delivers an ebook about this tool and powerful audio Audio recording. Please investigate with an local pros regarding fundraiser guidelines and furthermore any mandated filings just before you run. Now, then you might wind up interested so that it will know a whole lot more about the easiest way MySpace would likely help you actually generate money, right?
http://es.der-westwall.org/penes-de-hombres/
http://bantning.francoiscourson-art.com/basta-viktminskning-piller/

That there are 3 main different sorts of guideline marketing; article writing and as well as affiliate marketing and marketing. Since high is a minimum ageing to be able to start working on you see, the books. Successfully creating these three positive elements is ordinarily the hub of are a "Webmaster." This existence is one specific true perform the job of great. Give up great text that really helps personal readers.
ŘŞŘ·ŮŮŠŮ„ الذŮر بسرعة

Now, we go and another topic, which are somewhat concerned to abovementioned paragraphs. The genuinely nature of most the eBook, particularly 'How To' regular stream of ebook makes the parties so dynamic. While just about every person else are clutching desperately to their valuable job, most should indeed be looking during how to generate money suitable for ourselves. You can sometimes be among the first coaches and teams of somebody to either build a meaningful money-making world wide web around any trend, on the other hand create that you simply product a capitalizes during the gimmick.
By making a seek out on any favorite examine engine, buyers will be more able time for find many ways regarding get guys to check out your internet site and drive even whole lot more traffic. I would like up to share with you a handful ideas through which I enforced to help my more youthful non-profit developed to be a level for so helping individuals all over my community forum. You'll receive your entire payment in addition to an record which someone will set up at only Paypal. Sitting through front linked to a p . c . and reviewing money begin in would be my imagined of my perfect challenge.
http://bn.der-westwall.org/10/

Мирянин

25 апр. 2018 г., 0:08:54

……………..……..Комментарий – Собеседование
….. Давай брат мой во Христе, определим свои духовные позиции, принципы, хотя маловероятно, что это принесет тебе, мне, либо кому-то еще из читателей данного сайта какие-то полезные дополнительные духовные результаты, хотя у Бога – всё возможно.
….. Обращаюсь - на ты, такое обращение проще и совсем ничего оскорбительного не несет в себе ни тебе, ни мне, ибо православные – даже с Богом – на Ты!
….. Итак. Ты просишь прощения, что ввел меня в грех осуждения своей публикацией слов святого.
….. Однако, никакого осуждения мной ни святого, ни тебя не было, а было обличение, как святого, за его слова, так и тебя, что ты повторяешь ложные слова святого.
….. Возможно, ты опять скажешь, что святой стал святым по решению Архиерейского собора, а ты, т.е. я – осуждаю, точнее – обличаю его и тебя безвинно.
….. Однако, для меня истинные слова и дела любого человека, святой он или нет, - такие слова и дела, которые не противоречат, а соответствуют только словам Иисуса Христа и словам Его Апостолов (за исключением Апостола Иуды).
….. Видишь, кстати, Иуда был Апостолом – человеком, которого избрал Себе в ученики Сам Христос, а что – в конечном результате получилось?! Конечно ты тоже знаешь, что из 70-ти других Апостолов, которых тоже избрал Христос, – 5 Апостолов, мягко говоря, не устояли в истине (к сожалению, сейчас нет под рукой первоисточника этой информации).
….. Поэтому избрание, тем более человеками, - это совсем даже не аргумент для того, чтобы беспредельно верить, исполнять и повторять все слова избранных. Кстати, ты наверно и сам мог бы мне сказать, как подтверждение данного утверждения, о послушниках иудейских первосвященников, которые кричали Пилату, подсказанные им слова, – «Распни Его".
….. Можно также вспомнить и о святости – безгрешности Папы, как считают католики.
….. А некоторые из православных, отрицая безгрешность (слов) Папы, в тоже время, фактически сами считают все слова Митрополитов – истинными (посмотри, если не смотрел и хочешь, комментарий от 14 апреля 2018г. на данном сайте, включая дополнение к данному комментарию).
…..Однако, еще раз, уже в общем, повторюсь, Истина – Одна – Слово Христа и Учитель у нас, православных, тоже - Один – Иисус Христос.
….. Вот такая моя духовная позиция, на которой стою.
….. Учитывая выше изложенное, ты, брат, как писал тебе ранее, «сделал неправильный выбор», ибо не проверил приведенные тобой слова святого (о духовной важности исполнения буквы – положений устава) на Камне Истины – соответствии их истинным словах Иисуса Христа (о духовной важности выбора не буквы, а Духа, пред буквой) – о чем и было тебе также ранее написано вместе с советом о покаянии.
P.S.
….. Готов, с большим вниманием, прочитать твою духовную позицию, принципы, аргументировано подтвержденные, обоснованные словами Иисуса Христа и Его Апостолов-Евангелистов по рассматриваемому вопросу.

Мирянин.
24-04-18

священник Олег

24 апр. 2018 г., 17:38:33

Дорогой брат «мирянин», простите меня, что ввел Вас в грех осуждения святителя Афанасия (Сахарова), который в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых, ибо в цитате не одного слова от меня нет.

Мирянин

21 апр. 2018 г., 11:13:55

………………… Комментарий - Внимание, в РПЦ - народники в рясах
….. “Народники думали о народе, но (сами и дела их) были далеки от народа”.
….. Некоторые слуги, служители Бога, якобы, думают о Боге, но дела их обличают их, ибо дела говорят о том, что эти служители Бога - далеки от Бога, ибо им доставляет не огорчение, а радость - отказ от чтения в Духе и Истине (из сердца с чувством безмерного благодарения) акафиста самой Богоматери, ради исполнения буквы (устава).
….. Своими такими делами они отказываются от любого случая (а кто из верующих не знает, что случайностей не бывает, ибо всё – от Бога) всемерного и постоянного благодарения Богоматери, родившей Спасителя всех людей, уверовавших в Его Слово.
….. В голове не укладывается такое предпочтение, которое оказывают некоторые, якобы, служители Бога букве над Духом!
….. «Грустно, больно, скорбно, плакать хочется....», что в РПЦ есть такие духовные руководители, лучше было бы, чтоб таких буквопоклонников – якобы, служителей Бога не было бы ни одного в РПЦ, а все духовные руководители РПЦ любого сана предпочитали, при выборе, выбирать - исполнение Святого Духа, а не исполнение буквы.
….. «Я (священник Олег) думаю, в могиле повертываются и святитель Филарет, и наместники о. Антоний и о. Товия...» - от твоих слов священник Олег, так думает мирянин вместе с духоносными отцами Троице-Сергиевой Лавры, по благословению которых «на всенощной читали акафист Богоматери А завтра в Лавре будет (была) третья пассия»
P.S.
….. 1. “Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит … Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. “ [2 Кор. 3.6; 3.17]
….. 2. Древние святые отцы писали нам примерно так – “Если предстоит тебе выбирать, тогда из добра – выбирай большее добро, а из зла – меньшее зло”
….. 3. Священник Олег, ты, вопреки словам древних святых отцов и вопреки благословению духоносных отцов Троице-Сергиевой Лавры, публично сделал неправильный выбор, поэтому, если хочешь и можешь, – покайся также публично пред отцами и Богом, ибо кто из людей – без греха.
Мирянин.
21.04.18г.

священник Олег

20 апр. 2018 г., 13:01:20

Письмо свт. Афанасия (Сахорова) Л.И. Синицкой 27 окт. 1956г. пос. Петушки
"Сейчас понял, почему Господь не благословил мою затаенную мысль послужить сегодня в Лавре. Было бы большее огорчение и мне, и, может быть, другим. Сегодня у меня гость из Посада. Из разговора я узнал между прочим, что вчера в Лавре на всенощной читали акафист Богоматери. Скажите, по какому это Уставу? Благодарю Бога, что не пришлось мне присутствовать на таком коверкании Устава и нарушении всех Лаврских исконных традиций. А завтра в Лавре будет третья пассия. Еще лучше!... Я думаю, в могиле повертываются и святитель Филарет, и наместники о. Антоний и о. Товия... Меня просят редактировать Уставные указания, конечно, с целью возможного приближения к Уставу. Но нужно ли это? Если в Лавре Сергиевой такое пренебрежение к Уставу, что же говорить о других церквах?... Грустно, больно, скорбно, плакать хочется....

Мирянин

17 апр. 2018 г., 0:04:56

..................... Алэксандросу
….. Прости брат грех мой пред тобой, ибо сравнил справедливый твой ответ - “Может вам лучше к себе присмотрется? Может у вас недостаточно способности понимать?” - с ответом учеников, «которым нечего, кроме ответа о.Федора, ответить-сказать-написать.»
….. Мирянин.
….. 16.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 17:39:49

........................ Дополнение 2 к комментарию "О храмовой молитве"
..... Смотри комментарий - "Зачем православные приходят на службу в Храм" от 27 января 2018г. на сайте -
http://msobor.ru/comments/35

Мирянин.
14.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 15:17:40

………. Системный комментарий - «О храмовой молитве»
….. Все церковные, храмовые службы, включая пассии, содержат в себе молитвы, однако процессу совершения прихожанами храмовых молитв уделяется очень мало внимания.
……………….. Наблюдения и рассуждения:
..... 1. “Господь Бог не столько любит жить в рукотворных храмах, сколько любит и желает обитать в храмах нерукотворных.
..... Но, по правде сказать, иногда в рукотворных храмах Бог и не изволит обитать, это когда в храм собираются люди без благоговения и не имеющие страха Божия: пришли в храм на молитву, а между собой разговаривают о постороннем; осуждают, поносят и бесчестят ближнего; устами молятся, а умом думают о другом – жене, детях, богатстве; одни дремлят, другие уже замышляют скверное – убийство, прелюбодеяние.
..... Тогда поистине храм Божий становится не храмом Божиим, а вертепом разбойников, и от святого места, оскверняемого дурными словами и бесчинием, отгоняется благодать Божия, как пчела дымом. И можно тогда сказать, что нет там Христа, несть зде. Был, да прочь ушел. Воста, несть зде.
..... Если же всякий человек, православно верующий, - есть храм Божий, то во всяком человеке можно искать Христа. Но мало таких, в коих бы обитал Христос, как в храме Своем.” [1]
..... 2. “За каждой церковной службой стоящие в храме многократно слышат призыв: Господу помолимся “О мире всего мира, …”
..... Если стоящие в храме просили бы о том Бога из глубины души: “Господи помилуй!”, то конечно же Господь услышал бы и исполнил наше прошение.
..... А большинство стоящих в церкви только ушами слушает призыв к молитве, машинально кланяется, но не молет о том Всеблагого Господа. Грустное явление!” [2]
..... 3. Подменяется, на мой взгляд, сущность храмовой молитвы, ибо делается акцент на слушание произносимых хором молитв и на моление ”с миром в сердце ”, а не на то, что надо всем миром, т.е. всем присутствующим в храме, от всего сердца молиться Господу, потому что клир дает возглас - “миром Господу помолимся” (а не с миром либо в мире Господу помолимся).
..... Молиться “с миром в сердце” тоже надо, ибо кто не знает, что тот, кто имеет в сердце Святой Дух, тот имеет мир в сердце .
..... 4. Соборно молитвы: “Верую”, “Отче наш” – в некоторых храмах еще можно услышать.
..... 5. Преп. Серафим Саровский заповедал нам “куповать”, приобретать Святого Духа – духовный капитал.
….. Так вот, совсем по мирскому говорю, если в миру организуется компания, а нет такого человека, капитала которого было бы достаточно для ее организации, то необходимый капитал компании может быть собран – как сумма взносов мелких вкладчиков.
....Так и молитва (умом, словами) каждого прихожанина, произносимая им в храме, – есть тот суммарный духовный капитал церкви, которую и образуют эти молитвы. Но если все вкладчики совместно просят выполнить руководителя то, о чем они просят, тогда он их слушает очень внимательно и просьбу их выполняет. Прости меня Господи.
..... 6. Зачем нужен рукотворный Храм, Церковь – для совершения Таинств (Таинства можно совершать и вне рукотворного храма, что было); для совершения обрядов, что было; для храмовой молитвы.
..... 7. Сила Самсона была в количестве и длине его волос, а сила храмовой молитве - в количестве молящихся и силе Духа их молитв; только 3-5 волосков (певчих хора) лишают духовной силы Самсона (Храмовую молитву), а кому это надо?

P.S.
…..1. Соборная молитва в Храме - духовно важный вопрос, т.к. наша сила не в подвиге, ибо многие из нас уже немощны Духом, наша сила – в объединении нашего Духа в общей соборной молитве, произносимой (умом и словами) в рукотворном Храме.
….. 2. Дополнение: Письмо-комментарий от 19 сентября 2017г. Схиигумену Оптиной Пустыни Илии, Игумену Николаю [Парамонову] –
http://msobor.ru/comments/41?page=3&per-page=50
Сайт “Полный Православный Молитвослов” («О молитве») -
https://www.molitvoslov.com/text151.htm

[1] Уроки Благочестия. свт. Димитрий Ростовский..М. 1997г.
[2] Архиепископ Александр (Толстопятов) “Путь ко спасению [мысли и думы]” П.О. “Панагия”. Пермь. 1998г.

Мирянин.
08.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 15:09:28

…….. Ученикам и послушникам – информация для размышления
………. Частно-обобщенный ответ на комментарий Алэксандроса по проекту документа «Пассия как элемент современного православного богослужения», опубликованный 03.04.18г. на сайте –
http://www.bogoslov.ru/text/5771426.html

….. 1. Ответ о.Федора – вечен, ибо вечно будут у него ученики его, когда им нечего, кроме ответа о.Федора, ответить-сказать-написать.
….. 2. Древние иудеи, по послушанию своему первосвященникам, кричали Пилату: «Распни Его …. кровь Его на нас и на детях наших» [Мк.15.13 – 15.4, Лк.23.21, Ин.19.15; Мф. 27.25], современные послушники некоторых Патриархов, Епископов тоже уже назойливо пишут, примерно так, по своей сути: приди антихрист (единую церковь мы уже готовим тебе).
….. P.S.
….. 1. Адам думал, что он оправдается пред Богом, по причине своего послушания Богу и жене, ибо говорил Богу: «жена, которую Ты мне дал (а я, по послушанию Тебе, принял её), она дала мне от дерева (яблоко), и я (по послушанию жене своей) ел» (его), но был осужден вместе с женой, хотя и в меньшей степени. [Бытие 3.12]
….. Поэтому будут осуждены послушники Патриархов, Епископов, которые без духовного разумения – проверки на истинность и ложность всех высказываний Патриархов, Епископов словами Иисуса Христа и Его Апостолов - повторяют все их слова другим, думая, что им, за ложные слова Патриархов, Епископов, не придется отвечать пред Богом.
….. 2. «… кто слушает совета, тот мудр» [Прит. 12.5]
….. 3. Русская народная мудрость – пословица говорит примерно так: «Одни - учатся на своих ошибках, другие – на ошибках других»
………. Дополнение
….. Закрепим для лучшего обоснования и запоминания выше написанного на конкретном примере, на практике – смотри комментарий-отзыв от 25 сентября 2017г., который опубликован на сайте -
http://msobor.ru/comments/41?page=3&per-page=50
….. Комментарий называется так:
………………….... Отзыв мирянина на статью Митрополита
………………….. Месогейского и Лавреотикийского Николая
……………… «Духовный опыт истинный и ложный»
….. Содержание статьи опубликовано на сайте –
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/42300.htm

Мирянин.
08.04.18г.; 14.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 14:33:10

…………… Предложение по проекту документа (ПД)
…..….. Учитывая содержание предыдущего комментария, предлагается:
............... заменить фрагмент текста ПД:
….. «Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным. В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться в соответствии с одной из нижеизложенных схем.»
…............ на следующий фрагмент текста:
….. "«Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным» или запретительным, поэтому они могут, впервые начать совершаться по произволению священника и прихожан каждого прихода РПЦ «в соответствии с одной из нижеизложенных схем».
….. «В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться» в соответствии со сложившейся схемой их совершения."
Мирянин.
07.04.18г.; 14.04.18г.

Мирянин

14 апр. 2018 г., 14:13:02

…………….. Ассоциативный комментарий словами Апостола Павла
….. «Кто ест (служит пассии и/или присутствует на них), не уничижай того, кто не ест (не служит пассии и/или не присутствует на них); и кто не ест, не осуждай того (и не запрещай ему), кто ест, потому что Бог принял его.
… Кто различает дни (понимает “православное богослужебное совершенство” - исполнение Закона (необходимой последовательности церковных песнопений, например, как законник-фарисей), для Господа различает; и кто не различает дней (не понимает сего и не ищет этого совершенства, а ищет неформального, своего личностного общения с Богом в молитве для исповедания Ему своей духовной нищеты и отступлений от исполнения Заповедей Христа, как мытарь), для Господа не различает.
… Кто ест (читает Евангелие во время пассии), для Господа ест (Его читает), ибо благодарит (этим своим духовным утруждением) Бога; и кто не ест (не читает, не участвует в пассии), для Господа не ест, и благодарит Бога» (другими своими духовными делами и словами - келейной, домашней молитвой; келейным чтением Евангелия и …). [Рим.14.3; 14.6]
….. P.S.
….. 1. Духовно не полезно поступил Моисей (как сказал ему Бог, в одной древней притче), когда по его словам один верующий бедуин лишился Веры в то, что Сам Бог пьет его молоко, которое только и мог он Ему дать как свое благодарение, благословение, за все, что Он для него и для других верующих сделал, делает и будет делать.
….. 2. «Не судите по наружности (по букве), но судите судом (духовно) праведным» (по Духу) [Ин.7.24]
….. 3. «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну» [Рим. 14.13] и не подавать братьям и сестрам повода к умалению их Веры, духовных слов и дел.

Мирянин.
03.04.18г.;

Максим Ермолаев

31 марта 2018 г., 18:10:37

Здравствуйте!
Хочется отметить, что в наше время пассия является как бы "компенсацией" для тех прихожан, которые не могут присутствовать за богослужениями Страстного Четверга и Страстной Пятницы. Многие прихожане работают, тогда как график богослужения часто живёт своей жизнью, не учитывая реальною возможность присутствия прихожан на тех или иных службах, даже если Богослужения Страстной Седмицы. Поэтому в обсуждаемом документе, возможно, следует также ввести рекомендации по совершению служб Страстной Седмицы, чтобы как можно у большего числа прихожан была возможность их посетить. Возвращение к уставному их совершению вряд ли возможно в наше время, да и вряд ли будет возможно в будущем, однако некоторые подвижки, наверное, возможны.

Также в документе необходимо отразить саму логику появления и служения пассий в Русской Православной Церкви. В настоящее время пассии являются внеуставным богослужением и логика их включения в круг богослужений Постной Триоди полностью отсутствует. В связи с этим, возможно, необходимо пересмотреть и устав служения пассии. В настоящий момент пассия является как бы краткой выдержкой из богослужения Страстной Пятницы, что не совсем корректно. Чтение Евангелия хотя и не предусмотрено в составе будничного богослужения Великого Поста (да и вечерни в принципе), однако хоть как-то вяжется с уходящим воскресным днём, богослужения которого содержат евангельские чтения.

Однако использование в чине пассии песнопений Страстной седмицы нивелирует её значение в богослужебном круге (зачем идти на службы Страстной, если на пассии уже всё услышал), а также на самом деле разрушает логику развития великопостных богослужений. Человек, как бы пережив несколько раз Страстную Пятницу на пассии, уже по-другому будет относится к ней непосредственно при совершении богослужений Страстной Пятницы. Хотя, возможно, имеет место и положительный эффект, когда люди, ознакомившись с частью песнопений Страстной седмицы на пассиях, лучше понимают и воспринимают их при непосредственном совершении богослужений Страстной седмицы. Но этот эффект можно назвать "побочным", и, возможно, лучше бы было рекомендовать проводить специальные занятия с прихожанами, объясняющие содержание и смысл песнопений богослужений Страстной.

Андрей

30 марта 2018 г., 20:11:32

"Последование пассии включает в себя отдельные песнопения служб Великого пятка и Великой субботы, что нарушает внутреннюю логику последовательности великопостных богослужений,...При этом тема страстей Христовых звучит в ежедневном постовом богослужении и в умилительных покаянных стихирах, и в тропарях великопостных часов, и в ветхозаветных пророчествах.
В связи с изложенным, священнослужители призваны иметь попечение о благоговейном и ревностном совершении уставных богослужений Великого поста и Страстной седмицы, побуждая прихожан к возможно более полному и осознанному участию в них.
Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным." - вполне согласен, что пассия вносит диссонанс, т.к. Триодь постепенно готовит нас войти в Страстную Неделю. Она, может быть, оправдывает себя в качестве некоего баланса для человека, обратившегося от унии к Православию, но для человека традиционно пребывающем в Православной Церкви, она оказывает, будем говорить, "медвежью услугу". Чтение Евангельских зачал, все таки, более гармонично вписываются в постовую службу, чего нельзя сказать о пассии. Спасибо.