Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви»

протоиерей Алексий Сущев

20 февр. 2017 г., 16:30:32

Хотелось бы упомянуть об акафисте за единоумершего. Считаю, что употребление данного акафиста противоречит многовековой практике молитвы за усопших. Очень часто этим акафистом заменяется чтение Псалтири по усопшим. Да и сам жанр акафиста, как литературного произведения , ни как не связан с поминовением усопших. Акафист - это в первую очередь торжественная песнь в честь празднуемого события или святого. Отличительной чертой акафиста является наличие хейретизмов, возгласов "радуйся!". Насколько мне помнится данный акафист возник в середине 90-х годов прошлого века. По своей структуре он являет пример искажения структуры акафиста. Подмена им чтения Псалтири , на мой взгляд, не допустима. О пользе чтении Псалтири по усопшим говорят и святые отцы Церкви, например свт. Василий Великий. Хотелось бы внести ясность об употреблении данного акафиста в рамках обсуждаемого проекта.

павел

20 янв. 2017 г., 20:57:44

Мне кажется, надо, на вечерне сделать чтение акафиста, либо как предложено выше, то есть после "Сподоби Господи", или на тропарях, после молитвы "Отче наш" - так как данная практика чтения Акафиста на вечерне вошла в большинство приходов конкретных епархий, т.е. их чтение по формулировке "аще изволит настоятель".
Что касается пересмотра акафистов - очень хорошая идея, но насколько она исполнима это трудный вопрос, я бы начал бы искоренять такие псевдоакафситы, как например "Вячеславу Чебаркульскому", "Пелагеи Рязанской", "Алексию Пензенскому" и прочим не канонизированным святым (про местночтимых - молчу), в общим если все пойдет в хорошем темпе, то Синоду предстоит проделать большую работу, но она того стоит.

Александр

20 янв. 2017 г., 15:24:13

Здравствуйте! это будет не плохо если акафист включат в состав вечерни или утрени или повечерия, но необходимо учитывать тот факт что большинство прихожан не особо любят длинные службы и пойдут возмущения. а так это очень хорошая идея, особенно если на двунадесятые и великие праздники будет читаться соответствующий праздничный акафист.

протоиерей Константин Островский

20 янв. 2017 г., 0:36:59

На мой взгляд, кроме указанных вариантов, можно допустить чтение акафиста на вечерне после молитвы "Отче наш". Тогда священник возвращается в алтарь при пении тропарей и завершает вечерню.

иеромонах Афанасий (Дерюгин)

17 янв. 2017 г., 22:08:25

Документ представляется очень дельным и полезным.
Было бы неплохо привести какие-то цитаты святых и известных церковных деятелей, направленные против сильного распространения акафистов в ущерб другим гимнографическим произведениям. Например, свт. Афанасия (Сахарова): «Вы знаете, что я согласен с Вами во взгляде на акафисты. Большинство из них «модерн» в худом значении этого слова. Но если бы среди них нашлись действительно хорошие, я не возражал бы против разрешения их к церковному употреблению, только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену их. К сожалению, хороших акафистов у нас почти нет» (свт. Афанасий Ковровский, из письма к проф. Огицкому от 13 декабря 1958 года).
Существует практика чтения акафиста на вечерне после отпустительных тропарей – может быть, её тоже стоит оговорить в документе?
Представляется правильным отдельно оговорить, что Акафист не может заменять собой другие части богослужения, а рассматриваться лишь как дополнение. К сожалению, порочная практика замены кафизмы акафистом довольно распространена.
Также представляется важным оговорить распространённую практику пения акафиста на малой вечерне перед всенощными бдениями в дни престольных праздников.

иеромонах Афанасий (Дерюгин),
уставщик Московского Сретенского монастыря