Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»

Алексей Геннадьевич

09 июля 2014 г., 13:59:35

Наиболее важная часть документа - первая глава "Отношение Церкви к трезвости и пьянству", все остальные благие декларации являются её следствием. И именно в ней допущена неопределенность и двойственность, выражаясь упрощенно - "и нашим и вашим". Типа вином гнушаться нельзя, но пьянство - зло. В комментариях (но не в тексте дока!) предложено решение - пить вино в меру и разбавленное. Аргументированные возражения на этот тезис можно найти в лекциях проф. Жданова. Там он подробно объясняет на пальцах, что именно это-то и является самым вредным! (Вообще-то он в Церкви человек известный, и уважаемой комиссии можно было б с ним проконсультироваться по данному проекту). Итак, пока что решения нет, все остальные построения документа вводятся практически без аргументации, основываясь только на эмоциях.
Попробую предложить свое решение этой проблемы в следующих кратких тезисах:
1. Алкоголь = пищевой яд. Любой, в любых количествах и дозах.
2. Живому человеку употреблять внутрь яд нельзя, в общем случае.
3. Есть два исключения, когда смертоносное действие этого пищевого яда блокируется и восполняется животворящей духовной силой* - Литургия и Венчание**.
Всё. Больше - нигде и ни капли.
То есть да, мы не отрицаем, что вино - вредно, но веруем, что по нашей вере Господь в этих двух случаях, приведенных в Евангелии (и только в них!), превращает ядовитую жидкость в безопасное и духовно полезное питие.

*"восполняется животворящей духовной силой " - неточные термины, прошу уважаемых священнослужителей поправить меня, т.к. я как мирянин, не имею благодатной возможности верно описывать духовные реалии.

**Во время таинства венчания молодые употребляют вино, а на последующей свадьбе - их родственники и друзья. Возможно это последующее пиршество как бы является продолжением церковного таинства.

Димитрий

19 февр. 2014 г., 23:01:10

Мир вам братия и сестры!
"Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе путем создания церковных общественных организаций. При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству." - это самый нужный и главный пункт необходимый для принятия. В свете которого хотелось бы спросить: - " Что делают адепты организации "Анонимные Алкоголики / Анонимные Наркоманы" на православных приходах?"

иер. Сергий Глинских

27 дек. 2013 г., 19:30:02

Хороший, важный, актуальный документ. К сожалению, из-за удаленности, поздно услышал про него. Хорошо бы его срочно на всех епархиальных, благочиннических и приходских собраниях рассмотреть, обсудить и принять как руководство к действию.
А наилучшим специалистам, давно занимающимся проблемой утверждения трезвости и профилактики алкоголизма, из руководства Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" Русской Православной Церкви, неплохо было бы дозволить этот документ усовершенствовать.

GNU

27 дек. 2013 г., 4:44:09

Ответ Михаилу Павлову на комментарий от 08.11.13 13:24

Цитата:
> А если так, то объяснили бы людям, где эта мера дури, к которой надо стремиться разумному человеку и христианину, чтобы не одуреть, но и не погнушаться при случае «священным зельем».

"Меру", о которой Вы говорите определить легко. Православный Христианин обязан знать, что любой материальный объект (например, алкоголь или компьютер, на котором я набираю эти строки) есть Дар Творца. Если человек утоляет заложенную Богом в его природу жажду при помощи данных от Бога напитков (например, воды, чая, кофе, вина, водки и т. д. и т. п.) и благодарит Бога за посланное питие, то греха в этом нет. Но если человек не имеет благодарности к Богу за пищу/питие, то тут уже начинается грех. Короче грех пьянства начинается именно тогда, когда человек забывает поблагодарить Творца за дарованные Им напитки (в том числе алкогольные) для утоления жажды. Или, 2-й вариант грех пьянства начинается тогда, когда человек созданный Богом алкоголь ставит на место Самого Бога Творца, фактически становясь идолопоклонником. Ибо заменяет Творца тварью (в данном случае алкоголем).

Но суть дела не в алкоголе. Пьянство - одна из форм чревоугодия, которое может возникнуть на почве любых видов пищи и напитков (как алкогольных, так и безалкогольных). Если человек не благодарит Бога за пищу/напитки (неважно алкогольные или нет) либо ставит пищу/напитки на место Бога (опять-таки неважно алкогольные или нет), начинается грех чревоугодия. Именно частным случаем чревоугодия является пьянство. Если победить чревоугодия как таковое, пьянство исчезнет само собой.

А если бы Господь хотел, чтобы люди совершенно отказалась от алкоголя, Он бы мог создать людей такими, чтобы они вовсе не потребляли пищи и напитки подобно Ангелам.

Денис (Деонисий)

19 нояб. 2013 г., 22:10:31

Хотел бы спросить автора этого проекта, а почему только пьянство?
А как же наркоманы, игроманы, шопоголики, и те кто зависим от еды (люди с ожирением), или те кто страдает нервной анарексией (расстройство приёма пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса) и т.п.

Нужно обобщить все ЗАВИСИМОСТИ.

Согласно ОСНОВам СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви, главы 3. Церковь и государство.
Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью.

Церковь не должна заниматься напрямую этим вопросом или в предложенной форме в проекте документа.
Создание всяких центров и обучение кадров, разработкой программ и руководство должно быть проявлением свободной воли человека чрез его духовно-нравственное состояние.
Дух творит себе форму.

Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии.

Пример этому Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета, создавшая много центров помощи бедным. И ее действия не были обращены к священноначалию и к Церкви. Это было проявление ее воли, и как следствие обращение к государству.

В этом документе подмена понятий.
Нужен пересмотр или уточнение сути вопросов с учетом вышесказанного.

Михаил Павлов

08 нояб. 2013 г., 13:24:16

Соглашусь с уважаемым протоиереем Владимиром Вдовиным в части высокой эффективности и гуманности метода Шичко. И, конечно же, этот метод нужно брать на вооружение, всячески развивать и пропагандировать, в том числе и в церковных программах помощи. Вот только кардинально исправить плачевную действительность невозможно, пока государство не запретит торговать алкоголем на каждом углу (как это делается сейчас). В стране, где выпивка и сигареты - главный товар в любом магазине не может быть ни эффекта ни толку ни от какой реабилитации. И усилия прилагать надо в первую очередь не к реабилитации алкоголиков, а к защите детей и к отрезвлению ещё не спившихся. И здесь невозможно обойтись без общегосударственной политики отрезвления страны.
Повлиять на госаппарат, крепко дружащий с «алкоголизаторами», может только мощное и согласованное общественное (в т.ч. церковное) мнение.
К великому сожалению, Русская Православная церковь в этом вопросе «жизни России или её смерти» ещё не определилась. Авторы церковной концепции по Утверждению Трезвости, не утвердили в трезвости даже самих себя. Ведь в данной программе неадекватно прописана уже первая глава "Отношение Церкви к трезвости и пьянству".
Почему то не объяснили, что пьянство (употребление в любом виде, в любом количестве и по любому поводу) – есть тяжкий грех самоодурманивания. А трезвость – это сознательный отказ от всякого употребления – христианская добродетель, достойная всяческих похвал и необходимое условие для спасения.
Вместо этого вновь говорят о вреде «злоупотребления» и «систематического пьянства». Выдают цитаты из писаний «строго осуждающие гнушение вином» и т. д. А если так, то объяснили бы людям, где эта мера дури, к которой надо стремиться разумному человеку и христианину, чтобы не одуреть, но и не погнушаться при случае «священным зельем».
Где в Этом Документе чёткая позиция Церкви? За трезвость она или за «умеренное пьянство»? И почему такое архиважное социальное служение не возглавил сам Патриарх, передоверив ЕГО рядовому отделу в своей канцелярии?
А почему бы Православным архиереям не собрать собор, да и не дать обеты трезвости хотя бы друг другу, и не заявить всему миру давно доказанное:
- что питьё и курево – есть упражнения в безумии, строго осуждаемые церковью;
- что алкоголь в любом разведении – есть яд, приводящий пьющего ко греху и скорой гибели, а потому и не должно иметь ему места ни в домах церковных, ни на столах у верующих.
- что жить христианам нужно в трезвости ибо пьяницы не наследуют Царства Божьего.
Вот это был бы добрый почин! А далее можно и нужно внедрять и метод Шичко, и антиалкогольные ролики и лекции о. Тихона (Шевкунова). Развивать проект «Трезвое село», а далее: Трезвый приход, Трезвая епархия, Трезвая страна…
Думается, что без значительного отрезвления церковью самой себя, запоздалое это её начинание, не большего успеха добьётся, чем проводимая при Горбачёве компания: старых алкоголиков из политбюро - против алкоголя.

протоиерей Владимир Вдовин,Яросл.митроп.

28 окт. 2013 г., 18:07:42

С середины 80-х и,примерно,до конца 90-х годов прошлого века в нашей стране и нашем городе в частности были очень популярны и востребованы курсы по избавлению от алкогольной (а также табачной,наркотической и т.п.) зависимости,которые проводил клуб "Оптималист". Руководитель группы в 15-30 чел. проводил беседы со слушателями о пьянстве и о его последствиях,часто трагических,которые есть в каждой семье пьющих (обязательно с живыми примерами).На дом задавались задания (дневники), в которых избавляемый описывал свой путь к пьяной жизни, и на следующем занятии сдавал руководителю группы.Руководитель проверял эти записи и каждому индивидуально давал советы. Занятий было 10-12 по 2-3 раза в неделю. Эффект был впечатляющим-к концу курсов до 70-90% слушателей становились трезвенниками! Правда тогда гос-во выступало за трезвость... После этих курсов бывшие пьяницы (курильщики ,обжоры,наркоманы...) становились роднее некоторых родственников и поддерживали между собой связь долгие годы. Это курсы не медицинские, скорее психологические, поэтому ведущему не нужно мед.образование. Сейчас в Ярославле, насколько я знаю, подобные курсы проводит в центре "Здрава" психолог пединститута П.И.Губочкин. Этот центр находится недалеко от прихода мц.Параскевы на Туговой Горе на Московском проспекте. Наверно, это один из самых простых и действенных христианских способов помощи ближнему. Ведь здесь и исповедь (дневники),и помощь другим в общей беде и приобщение к Церкви т.к. избавление (ненасильственное) от пьянства возможно только с Божией помощью. Этот способ избавления называется "метод Шичко" по имени его автора Г.А.Шичко.

GNU

28 окт. 2013 г., 0:08:53

Ответ Федору на 24.10.13 20:57

Цитата:

> Конечно алкоголь – не зло (в своей сущности) и не может быть таковым, если говорить богословскими категориями. Зло лежит в испорченной человеческой воле, пораженной грехом как проказой. Так давайте же направим эту волю к добру – поможем нашим ближним обрести путь к трезвости, а через это и путь к познанию Бога.


Совершенно верно!!! Полностью согласен!!!

Федор

24 окт. 2013 г., 20:57:10

«Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21)
На мой взгляд, смысл трезвенного движения содержится в этой цитате. Мы можем до бесконечности спорить кто сотворил алкоголь – Бог или человек и этот спор не принесет никакого плода. Но если мы сегодня не перестанем подавать пример (пусть даже культурного пития) нашим немощным собратьям, мы можем потерять наше отечество… Совсем недавно я разговаривал с одним человеком. Он поведал мне, что уже давно страдает алкогольной зависимостью. Достаточно малому количеству алкоголя попасть в организм (не имеет значения, что это будет - вино высшей пробы или что-то другое) и он уходит в глубокий запой. Человек этот на вид очень интеллигентный и образованный. Тогда я обратился к нему с вопросом: «Для чего же вы допускаете алкоголь в свою жизнь? Избегайте даже малых, «культурных» доз и у вас не будет проблем!» На что он мне отвечает: «Я бываю на праздниках в лавре (не буду говорить в какой), а ведь там благословляет трапезу высокое духовное начальство! Как я могу отказаться?»… К сожалению я не нашел, что ответить... Сказать человеку - «не ходи на трапезу» (которая есть продолжение литургии), это все равно, что сказать человеку: «не ходи в храм».
Конечно алкоголь – не зло (в своей сущности) и не может быть таковым, если говорить богословскими категориями. Зло лежит в испорченной человеческой воле, пораженной грехом как проказой. Так давайте же направим эту волю к добру – поможем нашим ближним обрести путь к трезвости, а через это и путь к познанию Бога.

GNU

20 окт. 2013 г., 2:27:45

Ответ Павлову Михаилу на 10.10.13 17:58

Цитата:
> В данном Благом Начинании неадекватно прописана первая глава "Отношение Церкви к трезвости и пьянству". Если наша Православная Церковь и впредь будет рассуждать о вине как о "Даре Божием" и об необходимости "умеренного пития" как альтернативе "Злоупотреблений" , то у неё скоро физически не останется никакой паствы.
> Нужно чётко признать алкоголь наркотиком или "бесовским зельем", повинным в болезнях, отуплении и смерти миллионов и миллионов христиан. Признать, что Истинная Вера, нравственность и прочие христианские добродетели, о страшном недостатке которых в нашем обществе говорит всё духовенство, возможны только в полностью трезвых головах, и что грехи и пороки общества есть закономерный итог дикого пьянства, которое искусственно насаждается нам душегубным бизнесом.

Уважаемый Михаил! Вино действительно Творение Божие и Дар Божий, как всё видимое и невидимое. Зло не имеет сущности. Например, нет ничего плохого в браке и половых сношениях, равно как и происходящем отсюда деторождении. Но есть страсть блуда, которая паразитирует на этом. Нет ничего плохого в золоте и серебре, но есть страсть наживы, которая на этом паразитирует. То же самое и с алкоголем. Нет ничего плохого в алкоголе как веществе. Равно как и нет ничего плохого в утолении жажды различными алкогольными или безалкогольными напитками (например, чаем, кофе или водкой). Но есть страсть пьянства, которая паразитирует на этом. Поэтому нельзя ни коем случае гнушаться ни половыми сношениями, ни золотом, ни алкоголем ни ещё чем-либо материальным, равно как всей материальной Вселенной как целым, либо какой-то её частью. Ибо весь материальный мир - Дар Божий. Нужно бороться со страстями, которые паразитирует на различных объектах материального мира. Одна из таких страстей - алкоголизм, который паразитирует на созданном Богом алкоголе и на естественной потребности пития (жажде), заложенной Богом в нашу природу. Вот с этой страстью и надо бороться наравне с прочими страстями, а не с алкоголем как таковым.

Истинная причина всех грехов - всё-таки не пьянство или алкоголизм, а повреждённость нашей природы грехом Адама и Евы. И сама страсть пьянства и алкоголизма также является следствием греха Адама и Евы.

Павлов Михаил

10 окт. 2013 г., 17:58:20

В данном Благом Начинании неадекватно прописана первая глава "Отношение Церкви к трезвости и пьянству". Если наша Православная Церковь и впредь будет рассуждать о вине как о "Даре Божием" и об необходимости "умеренного пития" как альтернативе "Злоупотреблений" , то у неё скоро физически не останется никакой паствы.
Нужно чётко признать алкоголь наркотиком или "бесовским зельем", повинным в болезнях, отуплении и смерти миллионов и миллионов христиан. Признать, что Истинная Вера, нравственность и прочие христианские добродетели, о страшном недостатке которых в нашем обществе говорит всё духовенство, возможны только в полностью трезвых головах, и что грехи и пороки общества есть закономерный итог дикого пьянства, которое искусственно насаждается нам душегубным бизнесом.
Ведь нет, и не может быть в человеческой физиологии никакой тяги и желания пить ядовитые растворы или дышать ядовитым дымом, до тех пор, пока циничной ложью не изменено человеческое сознание. Пока ребёнку не докажут что это хорошо, что чуть-чуть "за здоровье" - не вредно, что все и раньше пили и пьют и это наша хорошая традиция. В итоге упоили всех - от дворников до президентов. Где сейчас Великая Держава, где её Народ, освоивший когда-то половину Евразии, пронесший Православие до Тихого Океана и за океан, крестивший тысячами японцев и китайцев - тихо переезжает на кладбища из в своих убогих жилищ.
Сейчас в трезвых исламских странах практически нет алкоголиков и наркоманов, цирроза печени, дебильных детей, абортов, пьяной преступности, пьяных аварий и ДТП. Женщины не сдают своих детей в детские дома и не работают "на панели", а голые девки не пляшут в их храмах. Пророк Мухаммед позаботился об этом ещё в VII веке, запретив верующим употреблять алкоголь и всякую другую дурь.
Сколько смертей, слёз и крови должно произойти ещё, чтобы наши Архиереи пришли наконец, к тем же выводам? Перестали бы сами бухать и, засучив рукава, КРЕСТОМ укрепляли бы трезвость в своём Отечестве.

Владимир Сергеев

07 окт. 2013 г., 9:34:31

В текст документа следует добавить участие Церкви в государственном контроле качества алкогольной и продуктовой продукции. Это остро обсуждаемая проблема в обществе и наша церковь не может делать вид, что ничего не происходит. Уже становится правилом производителей осуществлять массированное употребление вкусовых и прочих добавок, которые как наркотик вызывают привыкание. Становится значительной доля не натуральных спиртов, которые все чаще вызываю отравление. Вкусовые добавки кроме привыкания вызывают непомерный аппетит и в сочетании с высокой калорийностью доводят людей (и православных тоже) до непомерного ожирения. Сейчас это становится новой формой алкоголизма и наркомании. Мы должны присоединить свой голос к медикам и психологам, которые все чаще указывают эти проблемы как физиологический источник алкоголизма и ожирения.

Галина Борисовна Хаустова

05 окт. 2013 г., 15:59:14

Позвольте мне предложить некоторое изменение третьего абзаца второго раздела документа и представить его в таком виде:"Братства, общества, общины трезвости и иные церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных отношений и духовно-нравственных ценностей, осуществляют просветительскую деятельность, ведут профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, организуют «дни трезвости» и создают «территории трезвости». Все церковные организации личным примером способствуют утверждению в обществе положительного отношения к трезвому образу жизни. "
В третьем разделе в части, касающемся приходов, последним добавить пункт: "утверждение норм трезвости в работе органов управления приходом, работе приходских служб, в жизни прихода.
Нынешняя редакция не позволяет точно определить, о чьем личном примере, каких "иных церковных организаций" говорится. Однозначное утверждение о необходимости ВСЕМ церковным организациям подавать личный пример следования трезвости и профилактике алкоголизма, учитывать это при организации приходской жизни повысит в обществе уровень доверия к данной деятельности Церкви.
Позвольте также высказать пожелание о направлении на приходы рекомендаций об исключении из трапезных и келий крепких спиртных напитков, необходимости проведения среди прихожан разъяснительной работы о нежелательности принесения в храмы спиртных напитков, за исключением литургического вина, в качестве приношений и подарков.
Галина Борисовна Хаустова. Православная. Московская епархия. г. Москва.

Александр 1965

02 окт. 2013 г., 13:15:36

Прошу обратить внимание на уже существующие православные методики создания обществ трезвости.

Так в книге Бачинина я не увидел признания лекарственных свойств вина и других напитков содержащих алкоголь. Принцип работы с зависимыми и их родственниками сводится на признании абсолютного вреда алкоголя для всех. Что не приемлемо для православных методик и требует опровержения.

igor

01 окт. 2013 г., 17:25:31

1. Не сочтите за труд - укажите, пожалуйста, конкретных разработчиков конкретных разделов. Ведь если за все отвечают
все - то это значит, что никто ни за что не несет никакакой ответветственности. Верно?
2. Конкретно - кем разрабатывался раздел "О причинах пьянства в современной России"? Не зная причин - как
лечить болезни и страсти?
3. И раздел " О мерах борьбы С ПРИЧИНАМИ российского пьянства"?
Благодарю...

Свящ. Илия Шугаев

29 сент. 2013 г., 21:50:36

Очень часто трезвость рассматривается как необходимое условие жизни алкоголика.
Важно отметить, что основа православной трезвости заключена в словах апостола Павла: Должны есмы мы сильные немощи немощных носити, и не себе угождати (Рим. 15,1), и потому воздержание от вина необходимо не только людям, имеющим алкогольную зависимость, но и людям, не имеющим ее (в первую очередь родственникам и тем, кто занимается с алкоголиками).

Свящ. Илия Шугаев

29 сент. 2013 г., 21:35:43

У древних народов занимавшихся виноделием была своя система воспитания трезвости.
Например: «В давние времена спартанцы по праздникам напаивали илотов несмешанным вином и потом приводили их на пиры, чтобы показать молодым, что такое опьянение. Исправлять одних людей ценою развращения других, на наш взгляд, и бесчеловечно, и вредно для государства»: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Деметрий и Антоний [Перевод С.П. Маркиша]. То есть молодые спартанцы не видели пьяных вообще, а чтобы показать пьяного нужно было взять неразбавленное вино и залить его рабу в рот, что впрочем считалось бесчеловечным. Все нормальные люди пили разбавленное вино, от которого опьянеть было крайне трудно.
Хотелось бы, чтобы Концепция отразила тот факт, что современные проблемы с вином связаны с потерей древней культуры трезвости.
В настоящее время характер употребления алкогольных напитков сильно отличается от древней традиции употребления вина, о которой нам свидетельствуют, например, слова святителя Иоанна Златоуста: «вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми(!!!), чтобы веселились, а не скорбели».(Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. Беседа 2-я.) Из этих слов видно, что употребление вина предполагало сохранение трезвости, а любое опьянение было недопустимо.
Поэтому когда древняя Церковь говорит о возможности употребления вина и недопустимости гнушения им, то это нельзя отнести к современным алкогольным изделиям. В настоящее время:
 - под вином подразумевается только опьяняющий напиток;
 - преобладает употребление неразбавленного, крепленого вина, крепких алкогольных напитков, а также неумеренное употребление пива и слабоалкогольных напитков;
 - главной целью современного употребления алкогольных напитков является достижение состояния опьянения.
В создавшейся ситуации Церковь не может относиться к умеренному употреблению алкогольных напитков так же, как раньше относилась к употреблению вина. О необходимости с рассуждением относиться к древним свидетельствам об употреблении вина указывает Стоглавый собор 1551 года в главе 51, озаглавленной «Ответ о пиянственном питии»: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец, что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили… В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих… И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель...»
Перелом в отношении употребления алкогольных напитков различные исследователи относят на период с сер. XIV века до нач. XIX века. Основной причиной перелома некоторые исследователи (например, И. Прыжов) видят в том, что распространение алкогольных напитков было монополизировано государством как удобный способ сбора налогов. С этого времени пьянство стало не просто страстью, связанной со свободным выбором человека греховного образа жизни, но еще и насильно навязываемой ему. По мере развития промышленности производство и употребление алкогольных напитков было налажено в промышленных объемах, что привело к катастрофическому распространению пьянства.
Изменение характера употребления алкогольных напитков выделило пьянство в одну из наиболее опасных социальных проблем. Ответом на эту проблему стало появившееся и широкое распространившееся трезвенное движение.

Анатолий

26 сент. 2013 г., 22:09:34

В Концепцию можно внести обращение к органам местной власти, в котором отразить настоятельную просьбу не позволять торговлю спиртными напитками вблизи храмов РПЦ ( на территории в 50 метрах по прямой от действующих храмов).
1. Территория трезвости вокруг храмов, прямо обозначит роль Церкви в деле избавления от пьянства,убедительно обозначит территорию вблизи действующих храмов,как освященных мест.
2. Вовлечет широкие слои энтузиастов находить такие объекты торговли , и писать соответствующие просьбы местным властям аргументируя их Концепцией.
3. Избавит храмы от соседства с местами торговли спиртным,воспитает в людях мнение о Церкви как видимом и активном участники дела борьбы с зеленым змием.
4. Внесения подобного пункта в Концепцию,дает повод ознакомить с Концепцией местные органы власти и побуждает их принимать местные законы ,запрещающие торговлю в 50 метрах по прямой от действующих храмов.
5. Следование местных властей просьбы отраженной в Концепции,обозначает добрую волю и желание местной власти следовать рекомендациям РПЦ.

Феодор

22 сент. 2013 г., 16:30:07

Текст документа выдержанный, составлен грамотно и на мой взгляд не требует никаких изменений и дополнений. Возможно, есть смысл немного подробнее сказать об обетной практике приведя примеры из Ветхого и Нового Заветов. Сказать о том, что трезвость - и есть норма жизни, благословленная Богом. Только трезвый человек способен слушать и слышать Слово Божие, а значит и идти ко спасению.

GNU

21 сент. 2013 г., 16:12:28

Дорогие братья и сестры во Христе, уважаемые Члены Межсоборного Присутствия, добавьте, пожалуйста, в документ абзац:

> Корень и зародыш всех совершаемых людьми грехов - грехопадение Адама и Евы. Это же касается и алкоголизма. Когда Адам и Ева вкусили запретный плод, этим они прообразовали и породили страсть чревоугодия, о которой произошёл в том числе и алкоголизм. Христианин призван избавиться от всех последствий греха Адама, а между ними и от алкоголизма. Но такое избавление возможно только в недре Вселенской Православной Церкви. Только правильная вера в Господа Иисуса Христа, соединённая с участием в 7 Таинствах Церкви (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причастие, Венчание, Соборование, Священство) способна исцелить алкоголизм.

GNU

21 сент. 2013 г., 15:07:43

Уважаемые Члены Комиссии Межсоборного Присутствия, добавьте, пожалуйста, в документ вот такой абзац:

> (Вселенская) Православная Церковь отнюдь не одобряет Исламскую идею полного запрета на употребления алкоголя. Поскольку зло не алкоголе и не питии как таковых, а злоупотреблении такими дарами Божьими как алкоголь и потребность человека в питии. Если бы алкоголь был злом сам по себе, Бог мог бы создать такую Вселенную, где бы алкоголь не мог бы в принципе существовать как вещество. Если бы питие алкоголя было злом само по себе, Бог мог создать людей так, чтобы они, подобно Ангелам, вообще не нуждались в пищи и питии.
> Но зло не в алкоголе и не в питии его. Зло начинается от неблагодарности к Богу. Когда человек вкушает какую-либо пищу, либо пьёт какой-либо (не важно алкогольный или безалкогольный) напиток, он должен благодарить Бога за посланные ему пищу/питие. Когда человек не имеет благодарности к Богу за пищу и питие, с этого начинается грех чревоугодия и его разновидности (в том числе алкоголизм).

> Поэтому для борьбы с алкоголизмом, необходимо благодарить Бога за любую пищу и напитки (в том числе алкогольные). Благодарность Богу победит страсть чревоугодия и алкоголизма.

светлана

19 сент. 2013 г., 14:13:40

Moжно дополнить
 К первому января 1911 года в Российской империи насчитывалось 1873 обществ трезвости, где числилось около 500 тыс. человек. 94% обществ были церковными и подавляющее большинство возглавлялось священниками.

GNU

16 сент. 2013 г., 3:01:29

Уважаемая Комиссия, просьба в документ вставить абзац:

> Алкоголь, как и любое вещество, сам по себе не являются злом. Они являются добром, а не злом, так как являются творением Божьим, составной частью материального мира, "земли", о которой поётся в Символе Веры: "Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и ЗЕМЛИ, видимым же всем и невидимым" (Никео-Цареградский Символ веры, 1-й Член).

> А потому формальное употребление в качестве напитка вещества, содержащего алкоголь, в сущности не является грехом пьянства, но отличается от последнего также как естественное употребление пищу от греха чревоугодия. Собственно, грех пьянства - разновидность чревоугодия. Чревоугодие заключается в порабощении человека желудку. Пьянство - порабощение человека желудку при помощи алкоголя.

> Если бы Бог не хотел, чтобы люди вообще пили алкоголь, Он мог бы создать людей не нуждающимися в пище и питии, как не нуждаются в них Бесплотные Силы: Ангелы, Архангелы, Херувимы и т. д. Но поскольку человек создан Самим Богом именно так, что ему требуется пища и питие, то никакая пища и никакое питие (в том числе и алкогольные напитки) не грешны в сущности.

> Грех пьянства начинается тогда, когда алкоголь становится смыслом жизни человека.